Альпинисты Северной Столицы

Яндекс цитирования

ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА НА СЕМИТЫСЯЧНИКЕ
В. Кавуненко, А. Поляков (МС), Е. Мамлеева

В 1997 году у Владимира Кавуненко – москвича, МСМК, как-то я, Андреев Г.Г., спросил:

- Володя, про Катю Мамлееву я впервые слышу. Почему так?...

- Потому, что тогда у Саввона сорвалась гора, и Катю нигде не засветили, о ней глухо. Умолчали. В прошлом году я был в Питере, подводили итоги года, и я сказал им, что у вас живет Катя Мамлеева - первая в мире женщина, покорившая семитысячник. А это достижение Мирового класса. Ленинградцы не знали о ней. - А было все так, продолжает В. Кавуненко. - В 1958 году мы из «Дугобы» сделали пик Ленина. Мастера – Арзанов, Глембоцкий и мы – пацаны: Руслан Горда, Бобриков Сережа, я и еще с нами Катя Мамлеева из Ленинграда. Первая из женщин, поднявшаяся на пик Ленина, на семитысячник. Хрупкая такая девушка. Маленькая, с рюкзак ростом. Шли мы двумя группами, вторая группа Сергея Саввона. Стартанули с Луковой поляны через Раздельную. В нашей группе ни одной пуховки, мешки ватные, тяжелые, с продуктами напряженка. Очень трудно далось. Я потом еще не раз был на пике Ленина, но так тяжко, как в тот раз, не было…

Да, стыдно за нас альпинистов-ленинградцев… Интриги были всегда и везде! И мы не исключение. Но Катю Мамлееву помнил не только В. Кавуненко!

Вот так о ней написал А. Поляков - журналист, МС СССР по альпинизму - на страницах газеты «Советский спорт», 8.03.1970 в статье Полюс мужества:

«…Нет, пожалуй, такого вида спорта, которым успешно (и часто успешнее мужчин!) не занимались бы советские женщины. Увлекаются они и спортом отважных – альпинизмом.

Об отчаянных схватках с неприступными вершинами, скальными стенами, ледовыми кручами бескрайними снежными полями, жгучими морозами и страшной высотой можно исписать десятки газетных полос. Но альпинисты ведут свой бой вдали.

Из всех видов восхождений, пожалуй, самого большого напряжения физических и моральных сил альпиниста требует штурм пиков, возвышающихся на шесть-семь тысяч метров над уровнем моря.

Восхождение на высочайшие вершины, даже по несложным маршрутам, всегда проходит на грани человеческих возможностей. Семитысячная высота - это кислородное голодание, как следствие, - горная болезнь, когда наступает апатия и полное безразличие к окружающим опасностям. Это морозы и ураганные ветры, это твердый, как сталь, наст и сыпучий по пояс снег, когда после каждых десяти шагов хочется упасть в его пушистые объятия и больше не вставать. Это гигантские лавины, с грохотом сметающие все на своем пути. И, наконец, это пудовые рюкзаки за спиной, когда каждый грамм ноши превращается в килограммы. Какую силу воли, выдержку и мужество надо иметь, чтобы преодолеть все эти препятствия! А если в битву с высотой вступает женщина?!

Опередив своих зарубежных коллег, советские альпинистки добились значительных успехов в высотных восхождениях. Счет замечательным победам открыла инженер из Ленинграда мастер спорта Екатерина Мамлеева, поднявшаяся в 1958 году на пик Ленина (7134 м). Она первой из советских женщин покорила семитысячную высоту».

А вот как вспоминает это восхождение Екатерина Хасьяновна Мамлеева. В настоящее время она – бабушка двух внуков, которая при своем возрасте помогает своей внучке, ученице 10 класса, решать задачи по физике, химии, математике!

Мамлеева Е.Х.:

«Написать эти строки меня побудила память о хорошем человеке и альпинисте, о моем добром товарище по восхождению на пик Ленина в 1958 г. – Арзанове Альберте Ишхановиче - начуче а/л «Дугоба» - начинает разговор Катя Мамлеева и продолжает...

Прошло много лет с тех пор, за это время выросли новые поколения альпинистов, но есть один, который не может успокоиться и смириться с тем, что наше восхождение состоялось, и было признано.

Собираясь в альплагерь «Дугоба», мы с моей лучшей подругой Галей Павловой1/ рассчитывали сделать какое-нибудь интересное восхождение. Начальник учебной части А.И. Арзанов оказался человеком хорошим, веселым, гостеприимным. Мы подружились с ним и его милой семьей. Альберт Ишханович был очень забавным человеком. Как-то он назвался племянником Сталина и принимал от окружающих все полагающиеся почести.

Для восхождения на пик Ленина А.И. Арзанов собрал группу из десяти человек - инструкторов альплагеря (А. Арзанов, С. Бобриков, О. Глембоцкий, Р. Горда, К. Каспаров, В. Кавуненко, В. Кузьменко, Е. Мамлеева, Г. Павлова, В. Шалобай - примеч. ред.). Это была великая радость. В начале августа мы двинулись в дорогу на грузовике. И вот 400 километровый путь позади. Мы въехали в Алайскую долину и вдруг перед глазами возникла... серебряная стена…! Дух захватило. Ничего подобного я не видела на Кавказе. Я была поражена, почувствовала себя пылинкой перед этим грандиозным творением природы. Возник вопрос: неужели я смогу подняться так высоко? И так захотелось этого, что других желаний не осталось.

На высоте 3800 м был разбит «зеленый лагерь»2/ и мы начали работать. Все заброски делали сами, вспомогателей не было, а были два наблюдателя. Места ночевок были намечены на высотах 4200, 5200, 5700, 6100, 6600, 6950 м. Штурм п. Ленина мы начали из лагеря 6950. Сначала поднялись по легким скалам на гребень. Он очень широкий, по нему двигались до самой вершины, где среди группы скал увидели бюст Ленина. В каменном туре нашли консервную банку, в которой с 1934 г. лежала записка первых победителей пика Ленина - К.А. Чернухи, И.Я. Лукина, В.М. Абалакова. Мы поздравили друг друга. Погода начала портиться, надвинулись тучи, закрыв от нас изумительный вид на Памир. Спускались в тумане и снегопаде. Свернув лагерь на 6950, спустились на ночлег в лагерь 6600 м. Теперь уже мы мечтали о чайхане и чайнике с зеленым чаем. На обратном пути в г. Оше встретились с китайскими альпинистами. Они собирались идти на п. Ленина.

Мамлеева, Кавуненко. 1958 год.

Мамлеева, Павлова. 1958 год.

А теперь подробнее о восхождении…

Нас было двенадцать человек из альплагеря «Дугоба». Десять инструкторов и двое наблюдателей. Параллельно с нами на гору собралась идти группа ЛГУ (ст. тренер А. Громов, С. Саввон - капитан команды, В. Булдырев, В. Аверьянов, Л. Глыбин, В. Иванов, И. Куркалов, Т. Покидышева – примеч. ред.). И вот в начале августа мы все в базовом лагере – на Луковой поляне (3800 м).

11 августа группа инструкторов «Дугобы» сделала заброску продуктов и снаряжения на 5200 и возвратилась в базовый лагерь. Это 7 часов работы. Туда же вслед за нами поднялась группа ЛГУ.

12 августа - день отдыха.

13 августа - снова с тяжелыми рюкзаками мы поднялись на 5200 м и организовали лагерь. Группа ЛГУ также поставила палатки.

14 августа - мы впереди, группа ЛГУ за нами. Вместе поднялись на 5700 (плечо перед Раздельной). Здесь обе группы встали на ночевку.

15 августа - было запланировано восхождение на вершину Раздельная и возврат на 5700. Но утром выяснилось, что группа ЛГУ не готова двигаться дальше, потому что не сделаны необходимые заброски. Руководитель группы ЛГУ – Саввон – предложил нам (группе альплагеря «Дугоба» - прим. ред.) всем спуститься в базовый лагерь, и начинать все сначала. Все это вызвало у нас глубочайшее недоумение. Оказалось, что, когда мы тащили тяжеленные рюкзаки с заброской, а группа ЛГУ шла все время налегке и притом по нашим следам. Мы не были «свободными художниками», а были жестко лимитированы сроками - к концу августа мы должны были вернуться в «Дугобу» на работу. Спуск в базовый лагерь для нас означал отказ от восхождения! К тому же, спуск не имел никакого смысла - все, что нужно для восхождения, было поднято наверх. Внизу оставались только продукты на обратную дорогу. Мы, инструктора «Дугобы», приняли решение продолжить восхождение и к нам присоединился И. Куркалов из группы ЛГУ, а Павлова (инструктор альплагеря «Дугоба») ушла вниз с группой ЛГУ (по просьбе С. Саввона - прим. ред.). Мы же, группа инструкторов «Дугобы», совершили тренировочное восхождение на вершину Раздельная и вернулись на 5700 м.

16 августа - день отдыха.

17 августа - сделали заброску на Раздельную и снова вернулись на 5700.

18 августа - день отдыха.

19 августа - мы отправились на восхождение. Ночевали на 6100 сразу за Раздельной в провале.

20 августа - день отдыха.

21 августа - поднялись на 6600, остановились здесь на короткий отдых и в этот же день поднялись на 6950 м. Засветло поставили палатки, хорошо отдохнули.

22 августа - около 10 часов вышли на вершину. Поднялись все вместе, не отставая друг от друга. Наше медленное продвижение к вершине объяснить просто. А именно: три дня отдыха (16, 18, 20 августа) и второе возвращение с Раздельной на 5700 (17 августа), Арзанов А.И. устроил, полагая, что группа ЛГУ выйдет на восхождение, и мы будем наблюдать их подъем, а может быть они догонят нас… Но, наше ожидание не оправдалось. Стало ясно, их руководитель и не собирался вести своих товарищей на вершину3/. Нам было жалко ребят из ЛГУ. Они приехали из Ленинграда не для того, чтобы просто посмотреть на гору. Чтобы оправдать свою несостоятельность на то время, их руководитель – Саввон – обвинил Арзанова в отказе от взаимодействия, хотя взаимодействие означает наблюдение и помощь при необходимости, а не хождение рука об руку.

А восхождение на пик Ленина подарило мне новых добрых друзей - это В. Шалобай, В. Кавуненко, К. Каспаров, О. Глембоцкий, В. Кузьменко, С. Бобриков и др.».

- см. Ежегодник «побежденный вершины 1958-1961», М., 1963, с. 401.

- Читайте письмо Арзанова от 11.02.1959.

Конверт письма Арзанова

Письмо Арзанова, стр. 1.

Письмо Арзанова, стр. 2.

Письмо Арзанова, стр. 3.

Письмо Арзанова, стр. 4.

--------------------------------------------------------------------------------

1/ Павлова Галина Александровна - жена Сергея Михайловича Саввона, руководителя восхождения группы ЛГУ на пик Ленина, который в том же году стал бессменным Президентом ленинградской ФА (в течение 30 лет).

2/ Это место позже стали называть «Луковая поляна».

3/ Странно…! Когда же группа ЛГУ дошла до вершины Раздельной? См. статью «История секции альпинизма Ленинградского Университета». В статье указано: «…Покорителями Раздельной были: С. Саввон и В. Булдырев (ассистенты физического факультета), В. Аверьянов (студент геологического факультета), Л. Глыбин (восточный факультет, председатель альпсекции ЛГУ), Всеволод Иванов (аспирант матмеха) и Татьяна Покидышева (студентка философского факультета)». (Примеч. ред.).

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.