Альпинисты Северной Столицы




Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

 

 ПОХОДЫ И ВОСХОЖДЕНИЯ, ЧТО ОСТАЁТСЯ ЗА КАДРОМ 
Сергей Бездитко,
Москва, 
МС СССР по лыжному (горному) туризму

Меня попросили написать что-либо для альпинистского сборника. А поскольку я человек не только ходящий, но иногда и рассказывающий об этом, то и пишу, как Бог на душу положит. И делаю это по своему мироощущению на данный момент времени, исходя из своего опыта походов и восхождений. Но честно предупреждаю возможного читателя, что никакой героики здесь не будет. А будут некоторые мои мысли, высказанные ранее вслух друзьям, или затаённые до поры-времени. Пожалуй, и начнём «рефлексировать», помолясь. 

За три десятка походных лет, не оставляя надежды, что чем выше в горы, тем ближе к Небу, имею свободу и наглость, не скрывать, что думаю по поводу моих увлечений. И что удивительно, некоторые мои самоироничные заметки, поданные в предыдущих статьях под эзотерико-философским углом зрения, иногда находят своего читателя. Начав занятия в спортивном туризме с 1976 года как пеше-горник, себя я «нашёл» в лыжно-горном его варианте. В подвиде, которого официально нет. И все мои попытки как-то его выделить из-за своей специфики в отдельный подвид лыжного туризма не дали особых результатов. Система косная. Хотя подвижки есть. Меня долго «били» за недостающий до норматива малый километраж в походах, перенасыщенных горными препятствиями. (Кстати, выйдя на мастерский уровень, я научился совмещать и то и другое). А куда деваться, если мой первый наставник в пешем туризме – Ген Иваныч Афанасьев («Гоша», как мы его уважительно называли между собой) в 1958 году получил пассионарный импульс в альплагере от самого Михаила Хергиани. И как после этого не «заболеть» горами. Сначала бегаешь по ним словно молодой барашек, радуясь, безусловно, жизни, а с возрастом и опытом начинаешь задумываться, - а зачем всё это надо, и кому, и как. И ещё много других вопросов возникает. И когда кто-то из восторженной молодёжи (оговорюсь, что себя к аксакалам я не причисляю) начинает дуреть от спортивной составляющей, то не грех и охладить подобный кипящий разум предложением задуматься о философской или морально-этической стороне этого вопроса. Иногда слышат, иногда – нет. 

Дело в том, что в туризме выполнить норматив мастера спорта, в принципе, для здорового и честолюбивого человека не очень тягостно, лет за 8-10. (Не то, что в альпинизме, там это почти – подвиг. Что и снижает массовость). А когда перешагнул норматив мастера, то здесь и открываются просторы для творчества. Ибо выше нормативы МСМК и ЗМС, т.е. – участие в чемпионатах России в абсолютном классе. А это уже как игра по большому гамбургскому счёту. И если к этому времени в голове не произошёл перекос сознания со спортивной составляющей горовосхождений на её философско-жизненную часть, то хорошего мало. Насмотрелся я в процессе участия и судейства на чемпионатах Москвы и России в какие интриги и склоки это выливается. Ярмарка тщеславия, одной фразой. Поэтому и отошёл в сторону. Выполнив норматив МСМК по лыжному туризму, становиться «профи», т.е. ЗМС-ом, я совсем не хочу. И не потому, что это сложно. Совсем нет. После определённого технического и психологического рубежа, понимаешь, что можно «печь как блины» эти чемпионские походы. Но встаёт вопрос – а зачем? Радость от общения с природой, с друзьями, с окружающими людьми поменять на блеск «золотого тельца»? Это напоминает евангельское: - «Что проку человеку, если он завоюет весь мир, а душе своей повредит». А, к примеру, почитаешь на форуме любимого сайта www.mountain.ru склоку обиженных судейством претендентов на медали или мастерские баллы, так кроме печали за этих спортсменов не остаётся ничего внутри. Это как же себя надо обокрасть и душевно и духовно, чтобы искру божью в себе променять на «чечевичную похлёбку». Уж лучше бы как на западе. Где нет формальных соревнований и мастерских званий. А есть Имена, которые сами себя сделали Мастерами своего дела, которое является способом их самореализации. Памятуя о том, что «в старые мехи новое вино не наливают», предполагаю, что с уходом старой плеяды отечественных Имён, поменяются и правила игры и отомрут и эти регалии. Очень надеюсь, что синтез Востока и Запада, вопреки тезису Р. Киплинга, в этом вопросе произойдёт в ближайшие десятилетия. И почему бы не помечтать, что вместо соревнований с себе подобными, человек будет в процессе походов и восхождений соревноваться с собой, преодолевая свои слабости или несовершенства, получая радость и от этого и от общения с Природой напрямую. Мечты, мечты, о, ваша сладость…

А пока – проза. В 2003 году я сделал свой прорыв в спорте и в жизни. Мы сходили чемпионский поход 6 к.с. на моём любимом Алтае, с заходом на территорию южных соседей, в районе массива Табын-Богдо-Ула. Это особый район Алтая. По словам Художника, философа и путешественника Н.К. Рериха в этих краях, в зоне покоя на плато Укок, находятся врата в Шамбалу. После, в 2005 году я повторно побывал в этих краях. Врат не нашёл, но в сакральности этих мест, как и района моей любимой горы Белухи, – не сомневаюсь. Но к этому прорыву я был подготовлен опытом предыдущих походов и восхождений, поездками в Индию и Непал, учёбой в ашрамах у просветлённых мастеров. Поэтому и взгляд мой на эти проблемы не такой, как прежде. И не со всеми участниками моих походов мне хочется поддерживать отношения. Не нравиться мне позиция «отдыхающих» на лыжне или восхождении за чужой счёт, но медали получающих наравне со всеми в группе. Да и не все мои золотые медали мне нравятся. Где-то они заслуженные, где-то – нет. А хитрить в отчётах, чтобы изобразить всё как надо, уже и стыдно как-то. Всё-таки себя уважаю. Но за свои три последних руководства лыжно-горными походами 6 к.с. отвечаю по тому пресловутому гамбургскому счёту. Ибо имел дерзость осознанно ходить с группой на стыке границ с великими соседями, иногда и переходя эти границы. А потом ещё и писать об этом в «самодоносках» под видом статей и отчётов. Да так и дописался, что южные соседи обратили внимание и пожаловались нашим спец.товарищам на несколько неправильных групп. Одно радует, что я оказался в славной компании дерзких людей, которые за рамками спорта видят ещё что-то особенное, по душе, по мечте. То, что не объяснить словами, что заложено в нас изначально по праву рождения. И что проявляется порой как творчество первопроходца, открывателя новых миров. Перед чем меркнет блеск медалей и почётных званий. Со временем понимаешь, что подобное состояние сердца-души-разума дорогого стоит. Такие моменты истины редки как любой инсайд, но именно через них инстинктивно ощущаешь истинность бытия. После таких прозрений смотришь с лёгкой самоиронией на глупое тщеславие людской обусловленности в спорте, чемпионатах и т.п. суете. Да, им отдаёшь дань, как «цезарю – цезарево», но не более того. Мало ли в какие игры играют люди, лишь бы хватило ума и совести не заиграться, а внутренний наблюдатель не позволял снизить планку контроля и самоуважения. 

А что же дальше, может спросить романтически настроенный читатель. А всё та же бесконечная спираль, которая как волна океана выносит нас вроде бы и к знакомому берегу, ан нет, берег стал выше. Ещё одна ступенька бесконечной лестницы преодолена. И сколько этих ступенек впереди. Но, памятуя, что «это наши горы, они помогут нам», я не боюсь этих препятствий. Ибо, как сказано в Учении Живой Этики (Агни-йоге): «Благословенны препятствия, ими растём». И дальнейший мой путь лежит в полюбившиеся мне (как и Алтай) Гарвальские Гималаи (Индийские Гималаи – прим. ред.). Но это уже другая история. 

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.