Альпинисты Северной Столицы

Юрий Строганов,
инженер, МС СССР

Посвящается памяти Сергея Жукова

Объединённая спартаковская команда питерских альпинистов в июле 1983 года свои спортивные сборы проводила в районе Безенги. Климат в здешних местах не скажешь, что курортный, но зато, когда дневное светило являет свой ослепительный лик - радость во всем: на лицах людей, в звонком пении птиц, в стрекотании всякой живости под ногами. Сейчас раннее утро. Солнце точно по расписанию выползает из-за гребня скалы и тотчас сверкающим залпом во все стороны разлетаются ярко-рыжие лучи, которые, преломившись через призмочки обильной крупнозернистой росы, оживляют весь этот заповедный край. Первозданную тишину нарушили сначала шесть коротких пи-пи-пи, а затем бодрый голос диктора сообщил: "Московское время семь часов". И сразу хриплый мужской голос из динамика добавил безрадостно: "Лагерь, па-а-дъем!". Пять минут спустя из многочисленных комнат вывалился оголенный молодой люд. Наступило время утренней зарядки. Пол часа хватает, чтобы разогнать ночную вялость в мышцах, а холодное обтирание у ручья прогоняет последние остатки сна. Альпинистский лагерь "Безенги" начал свой трудовой день.

Сергей Жуков

Мы с Сергеем Жуковым ходили в горы в одной команде не первый год. В этом летнем сезоне мы уже успели сходить на красивую и сложную гору Миссес-тау. Совершать восхождения большим коллективом стало для нас давно нормой, но в этот раз предстояло только вдвоем помериться силами с грозной Мижирги.

Мижирги – гора в отроге Главного Кавказского хребта, имеет две самостоятельные вершины: Западную (5020 м) и Восточную (4960 м). На север склоны Мижирги - Дых-тау обрываются ледяной двухкилометровой пропастью. Все имеющиеся и классифицированные маршруты на Мижирги с северной стороны имеют 5а и 5б категории трудности.

Несколько слов о героях этого повествования. Мне в тот год исполнилось 35 лет, а Сергей перешагнул 40 летний рубеж. Восхождение в "двойке", плюс на контрольно - зачетную вершину 5б категории трудности, дает в сумме 2,5 балла. Это не так уж мало... Но не одними баллами жив альпинист. Стремление помериться силами с безжалостной и коварной, и в тоже время прекрасной природой, вкусить в очередной раз чувство победы, стоя на заснеженной макушке горы, познать в очередной раз святое чувство товарищества и еще что-то, сугубо личное, что тянет мужчин в горы от тёплого уюта квартир, любимых женщин, суеты городов... однако оставим лирику. От подготовки к восхождению зависит конечный результат мероприятия - покорение вершины. Подготовка начинается задолго до того момента, когда спортсмены выходят за пределы альпинистского лагеря. Мы договорились между собой, что я займусь маршрутной документацией, подбором продуктов и походной кухней, а Сергей возьмет на себя отбор снаряжения к восхождению. В сборах незаметно прошел день.

Утром, не спеша, (главное это не вспотеть на подходе), мы уже шли по тропе правобережной морены Мижиргийского ледника. С прекрасным настроением мы выбрались к верхним ночевкам, которые находились на морене второй ступени ледника Кундюм-Мижирги.

Прогулялись с часик, по леднику. По пути отметили для себя ориентиры, на которые можно будет завтра ночью выходить. Стемнело. Укладываясь спать, мы проверили свои вещи и снаряжение, всё положили рядом, чтобы в потёмках не пришлось отыскивать. Улеглись. Спустя два часа ночь черной вуалью укутала горы. Дремотно-сонная тишина на цыпочках подкралась к нашему "домику" на камнях...

В час ночи, при свете фонарика, стали собираться. Но нет в жизни совершенства: я "ловко" опрокинул приготовленную уже к употреблению бадью с чаем. Хорошо еще, что никто не ошпарился, а то вместо восхождения обоим пришлось бы зализывать свои свежие раны. Конечно же, голодным далеко не уйдёшь - пришлось вскипятить новую порцию воды. Наконец, подкрепившись и обвесившись альпинистскими "доспехами", двойка вышла на восхождение.

С самых первых шагов нас окружила ночь. Ни души вокруг, только спящие горы. Без луны, тьма вокруг кромешная. Темп движения мы взяли высокий, чтобы в темноте и по холодку проскочить самое опасное место - ледопад под стеной. В описании маршрута это место характеризуется частыми ледовыми обвалами. Вперед вышел Сергей, он опытный и умелый "снеговик", даже в темноте он безошибочно определял, где могут быть ледовые трещины и которые, лысый чертяка, легко и быстро преодолевал. А вот я – ходок более тяжеловесный – и мне стоило больших стараний, чтобы не угодить, в скрытую снежным покрывалом трещину-ловушку.

К пяти часам утра мы, наконец, перебрались со склона висячего ледника на скалы. Ещё слишком темно, чтобы заниматься скалолазанием. Стена уходила круто вверх и вовсе не радовала нас своим мрачным и неприступным видом. Обсудили ситуацию и пришли к выводу, что лучше будет пару часов переждать до рассвета, а утром окончательно решить, что же делать дальше: или карабкаться на стену прямо с этого места, или поискать поблизости, где начало проще. Подложив под "пятую точку" веревки и рюкзаки, мы уселись поудобнее и стали дожидаться утра. Согретые интенсивной ходьбой, мы вначале не почувствовали утренней прохлады и даже сумели немного подремать, но через час оба проснулись от пробирающего до костей холода. Быстро светало. Очертания ближайших гор на краю рассветного неба стали проявляться все отчетливее. Погода обещала быть хорошей. Лазать по скалам, когда светит теплое солнышко гораздо сподручнее - это факт. Однако, откуда начинать? Впереди отвесные стены, и на первый взгляд, похоже, без единой щели. Альпинисты не мухи, чтобы ползать по гладким отвесным поверхностям... Пришлось немного прогуляться вдоль рантклюфта и заглянуть за ближайший угол. Удача! Здесь можно пролезть. Проверили свои "железки": ледобуры, скальные крючья, карабины – все ли в нужном количестве? Затем я вышел по снежнику, прихваченному утренним морозцем, и подошёл вплотную к скалам. Забил в трещину первый крюк. Есть начало! Наладил страховку и принял Сергея, а тот сразу без задержки вышел вперед. И вот пошла работа. Действия Сергея отработаны до автоматизма: он выходит вперед, по пути забивая промежуточные крючья и прищелкивая страховочную веревку в карабины, доходит до удобного места, где можно наладить страховку и принять напарника.

Первым отработать скалы на этом восхождении вызвался сам Сергей, я сильно спорить с ним не стал - покладистый характер. Что спорить? Я не один раз видел, как Серёга лазает и считал его очень даже неплохим скалолазом. Потом еще сказался психологический фактор: в двойке, и в таком составе, мы шли впервые, поэтому Сергей, как более опытный, решил не рисковать и взял на себя негласное руководство. А мне было интересно и вместе с тем поучительно увидеть воочию, как ходят "соло" ветераны спартаковской секции.

Время приближалось к полудню. Солнце, взбираясь по редким тучкам к зениту, обогрело холодную стену, а еще чуть погодя стало и вовсе жарко. Всё хорошо, но откуда-то сверху вдруг начали падать камни и с устрашающим фырчаньем проноситься рядом. От таких пристрелок даже самого хладнокровного бросило бы в жар. Казалось, что наверху подвешен дырявый мешок, из которого вываливались на головы непрошеных гостей каменные "сюрпризы". Примерно к двенадцати часам дня мы поняли, что "запоролись" и лезем давно не по маршруту, а по "зеркалам”... Путь вверх становился всё круче, а стены глаже и глаже. Все ясно: мы слишком увлеклись лазанием и отклонились в сторону от маршрута. Сверились с описанием. Так и есть, где-то здесь поблизости должен быть крупный жандарм под названием "Перо". Оглядевшись по сторонам, мы неожиданно увидели его. Это успокоило. Заметный ориентир, который был очень похож на гигантское птичье перо. Вскоре мы выбрались на основной контрфорс. На стене нас ожидала короткая и забавная встреча, которую иначе как маленьким чудом не назовешь. Вдруг, откуда ни возьмись, перед самым моим носом выскочила серая мышка. Она суетилась, бегала туда-сюда по крошечным полочкам, видно не знала, как ей встречать дорогих гостей... А я с широко раскрытым ртом смотрел на бесстрашную зверушку и ломал голову: Как она могла появиться здесь, так высоко, и к тому же, на голых скалах?

Лишь к часу дня мы подошли к "Перу". Отсюда путь к вершине Мижирги шёл по крутому контрфорсу, ведущему прямо в бирюзовый небосвод. Теперь сбиться с маршрута было невозможно. И это радовало. Сообщив наблюдателям по рации о своем местонахождении, и слегка перекусив, мы продолжили восхождение. Скальные стенки сменялись островерхими гребешками, на которых мы, сидя верхом, как будёновцы, обхватив коленями шершавые стенки, скакали вперёд метр за метром. Попадались на пути и гребни с карнизами. В их преодолении нет больших технических сложностей. Однако хождение по карнизам всегда щекочет нервы. Ведь в случае срыва твоего напарника придётся прыгнуть по другую сторону гребня, для равновесия. Романтика!

К шести вечера силы стали покидать нас. На преодоление одной из скальных стенок, которая была всего-то метров 6-7, нам потребовалось без малого час. Кровь попортил, нависающий в ее средней части камень, часто называемый еще "пробкой". Но, в конце концов, и это препятствие осилили. Вылезли на небольшой снежный гребешок и поняли, что идти дальше нет сил. Место для палатки есть, а что ждёт нас наверху - это вопрос. И оба согласились, что на сегодня хватит, пора отдыхать. Долго утаптывали сыпучий снег, пока, наконец, не образовался небольшой "пятачок", на который и поставили палатку. Залезли в ее нутро, сняли все лишнее снаряжение. Навели порядок в своей "хате". Наступила пора ужинать. Расправившись с едой, мы стали укладываться спать. Я крутился, но никак не мог найти удобную позу, затем выглянул из палатки и почти тотчас же воскликнул:

- Серега, ты погляди, что на воле-то делается!

И мы долго и заворожено смотрели, как далеко-далеко на горизонте сверкали пурпурные зарницы. Видимо над Нальчиком бушевала гроза. Отсюда было видно, как молнии сверкали горизонтальными сполохами и от их ярких вспышек небо горело фантастическими огнями.

Спали мы крепким и здоровым сном, даже под утро надсадный крик альпийских галок, оравших во все горло, не сразу разбудил нас. Это и понятно: вчера отпахали добротный кусок – без малого, половину маршрута. Стандартный расклад по времени опередили часов на семь. Утро встретило нас не очень ласково, можно сказать безрадостно – пришлось сворачивать лагерь под мелким снежком. Рюкзаки были столь же тяжелыми, как и в первый день. Тут видимо, прибавился груз усталости. Вышли и сразу взяли хороший темп. Снова на пути все те же стеночки, гребешки, камины... После них, часа через полтора, подошли к уходящему вверх снежно-ледовому склону. В кошках быстро его проскочили и запыхавшиеся вылезли к основанию широкой скальной стенки. Остановились в нерешительности, а теперь куда? В описании не было ясности, с какой стороны заходить на эту стену.

- Так, в каком месте начнем? - для порядка осведомился Сергей.

- Понятно, что слева не сунешься, там сыпет. Справа, вариант захода тоже отпадает - уже проскочили начало. Остается единственный вариант - по центру, - сказал я, внимательно глядя на мрачную стену.

- Идет, - согласился со мной Сергей, - я и начну, что ли?

- Давай…

Казалось, все злые силы природы только и ждали, когда мы станем подниматься по стене. Неожиданно небо заволокло густыми грозовыми тучами, из которых вскоре полетели снежные хлопья. В первые минуты мы не могли и предположить, что нас ожидало дальше. Страха не было, не раз приходилось штурмовать горы и при плохой погоде, но сейчас фортуна демонстративно без стеснения повернулась к нам задом. В этот критический момент трудно было сказать, кому из нас было тяжелее: Сергею, который пробивался по заснеженным скалам или мне, прикованному к самостраховочному крюку. Двигалась связка по такой схеме: Сергей выходил вверх на длину двойной веревки, примерно на 20 метров, и забивал по пути крючья. Затем принимал к себе меня. На морозе страховочная веревка превращалась в длинную макаронину и, если б в том была нужда, то, взявшись за один из ее концов, можно было поднять все 20 метров, как палку. На пункте страховки я был похож больше на Лаокоона борющегося со змеями, чем на альпиниста. Сквозь завывания ветра переговариваться было почти невозможно и все команды, посылаемые напарнику, отлетали далеко в сторону. Это еще больше осложняло создавшуюся ситуацию. «И как тут, вообще, можно лазать?» – думал я, выбираясь, из скользкого ледового камина. – «Ну, даёт, Серега!».

Всюду, куда ни посмотри, одни сплошные гладкие стены, а редкие полочки, что встречались нам на маршруте, были запорошены свежим снегом или же покрыты тонким слоем льда. Водопады снега, струясь по нашим плечам, мешали лезть, а поднять голову вовсе было невозможно - физиономию сразу залепляло снегом.

На северный гребень Мижирги мы вылезли неожиданно. В тумане расстояние скрадывается и сначала казалось, что до снежного карниза далеко. Однако буквально через 20 минут подъема мы уже стояли на гребне. Здесь была точно такая же белая карусель из снега и тумана, но пологий склон радовал - больше не надо лезть по вертикали. Зато обнаружилась другая напасть – высотный снег настолько оказался сыпучим, что ступени просто невозможно было вытоптать и нам чаще приходилось не идти, а в полном смысле слова ползти, барахтаясь в снегах, как в зыбучих песках. Колючий холодный ветер со снегом безжалостно хлестал по лицу и поэтому мне, идущему впереди, после каждых 5-6 шагов приходилось останавливаться и переводить дыхание. Снизу меня уже подгонял нетерпеливо Сергей:

- Давай, Юра, жми, работай! Ведь ты молодой, стыдно стоять...

Стиснув зубы и навалившись грудью на плотный поток ветра, я делаю очередные 5 шагов и останавливаюсь. Потом еще 5, еще... Все!!! Со всех сторон нас обступила густая белая пелена, а воющий ветер бросал горстями в лицо колючий и холодный снег.

- Баста! Дальше идти бесполезно, ни черта не видно! Надо зарываться в снег! - крикнул я своему напарнику.

Сергей был чуть ниже, и до него донеслись лишь какие-то обрывки слов, из которых мало что можно было разобрать.

- Сейчас подойду...

Минут через 10 сошлись. Лицом к лицу договорились, что делать дальше. На размышления, а тем более на разговоры, времени нет, так как с каждой минутой ветер выдувал из пуховок последнее тепло.

- Ставим палатку, - решили мы.

Не секрет, что принять в критический момент единственно верное решение, от которого зависит быть или не быть - труднее даже, чем карабкаться по отвесным стенам. Быстро сбросили рюкзаки на снег и стали утаптывать площадку под палатку. Дышалось тяжело, сказывалась и высота и усталость. Останавливаться нельзя, сейчас нам просто необходимо двигаться. В движении - жизнь! А пушистый снег, как его ни топчи, все никак не хотел утрамбовываться. Получасовой танец в снегу принес все же свои плоды: образовался пятачок, на котором только-только уместилась палатка. Вскоре, ярко-синий цилиндр трепыхался на бешеном ветру, словно знамя. Мы заползли по очереди в палатку, стряхнув с себя кучу снега, и сразу попали в другой мир: тихий, чуть ли не домашний.

Однако нормально поспать нам так и не удалось. У Сергея ныли обмороженные пальцы на руках, а я всю ночь спиной противостоял напиравшему извне бешеному ветру. Ураган не стихал до утра.

С первыми лучами солнца мы начали собираться в путь. Выбравшись из своей голубой «пещеры» мы с нескрываемым восторгом удивились на каком месте был установлен наш бивуак. Посреди широкого снежного поля на высоте 5000 м над уровнем моря ярко-синий ангар был явно лишним пятном на первозданном лике природы. Край площадки, на которой стояла палатка, обрывался в клубящуюся утренним туманом пропасть. А путь к вершине уходил по острому снежному гребню в фиолетовое бездонное небо. Подкрепившись как следует и рассовав по карманам остатки сухофруктов, мы быстро свернули и упаковали в рюкзак палатку. Потом откопали из-под снега снаряжение и вышли в путь. Впереди поджидал коварный снежный гребень. Острый и неровный, с подъемами и спусками, он представлял собой нечто похожее на зазубренное лезвие бритвы. Один неосторожный шаг и … падение в пропасть неизбежно. Впереди шёл Серёга, а я, глядя как он умело продвигался по узкому хрупкому гребешку, тихо радовался в душе:

- Вот, что называется, повезло с напарником. Идет, точно сапер работает.

Я был тяжелее Сергея и поэтому ступени, протоптанные более легким товарищем, не выдерживали меня. Случалось, что, сделав шаг, моя нога вдруг глубоко уходила в сыпучую кашу. Сердце замирало, превращаясь в маленький холодный комочек. Шаг за шагом двойка приближалась к заветной цели, и каждый снежный купол, появлявшейся впереди, казался нам долгожданной вершиной. Очень хотелось в это верить, но впереди показывался очередной подъём, еще круче, за ним другой... Наконец, показались чёрные крутые скалы. Крутые, но не сложные.

- Я думаю, что это и есть Восточная Мижирги, - негромко произнес долгожданные слова Сергей, - Давай! Ещё один рывок и мы у цели!

Сорок метров всего отделяло нас от той точки, к которой мы стремились два долгих дня. Через полчаса мы стояли на вершине. В ближайших камнях довольно быстро нашли тур, а в нём банку с запиской предыдущих восходителей. Сменили записку на свою. Теперь вниз! Спуск занял у нас весь день. Без приключений не обошлось. На одном из 40-метровых дюльферов мне "повезло”. Не дотянув пяти метров до скальной полки, я завис на конце спусковой верёвки, болтая ножками. Несколько секунд лихорадочно обшаривал взглядом неприветливые скалы. Наконец, увидел крохотную полочку и прилип к самому ее краю.

- Попался, - подумал я, - теперь вопрос, как из этого "дупла" выбраться? Сейчас главное – это спокойствие. Но, прежде всего, надо предупредить Сергея, чтобы не волновался, а уж потом что-нибудь придумать.

- Серега? - громко крикнул я и, дождавшись от напарника ответа, добавил, - я тут завис, подожди!

Затем одной рукой зажал намертво веревку, на которой спускался, а другой рукой достал крюк, висевший на лямке рюкзака. Втиснул крюк в единственную трещину, на счастье оказавшуюся здесь, и осторожно, сначала легкими, а дальше, по мере того как крюк неохотно входил в трещину, все более сильными ударами молотка вогнал его по самое "ухо". Встал на самостраховку. И только после этого, облегченно выдохнул:

- Фу-ты, пронесла нелёгкая...

Оглядевшись по сторонам, я вдруг увидел справа от себя металлическую табличку. Много лет тому назад, в 1965 году, где-то здесь сорвался в пропасть ленинградец Валерий Станкевич. Опытный альпинист. Группу, с которой он спускался с вершины, застала ночь, к сожалению, не на самом простом месте. Ребята очень устали, но все равно нельзя оправдать то, что сделал Валера. Видимо, потеряв над собой контроль, он в опасном месте пренебрег обычной самостраховкой и поплатился за это жизнью. С тех пор и висит эта металлическая дощечка с выгравированной на ней фамилией альпиниста и годами его жизни, напоминая живым, что в этом месте рановато еще расслабляться. Я вспомнил 1980 г., когда примерно в этом же месте (мистика какая-то) сам завис так же на спуске, но сумел самостоятельно выйти из затруднительного положения. Теперь ситуация сложилась гораздо серьезнее. Несчастливое место! Ко мне спустился Сергей и мы, обсудив дальнейшие свои действия, стали выбираться из непростого положения. Мой напарник вылез метров на 10 вверх и там закрепил веревку, а я маятником перелетел на пять метров вправо, и затем спустился на снежную перемычку. Далее Сергей по двойной веревке спустился ко мне. Вся операция "спасения" завершилась выдергиванием заложенной за верхний камень веревки. Дальше наш спуск проходил по снежно-ледовому кулуару длиной около 500 метров. Чем ниже мы спускались, тем опасность, как ни странно, увеличивалась, поскольку сверху всегда могло что-нибудь прилететь. Поэтому наши головы были неестественно задраны вверх, и при этом еще непрерывно крутились, будто локаторы, выискивающие в пространстве "летающие объекты”. Лишь изредка взгляд бросали вниз – как скоро под ногами окажется долгожданный ледник? Через три часа интенсивной работы мы наконец вышли, полностью обессиленные, на ровное снежное поле ледника с названием Безымянный. Тут нам бы стать на ночлег, благо места хватало, но черт нас дернул идти дальше. Сергею будто "вожжа под хвост попала". Он вбил себе в голову, что непременно в этот же день мы должны дойти до хижины «Джанги-кош». Я никак не мог взять в толк, с какого такого пороху мой напарник собирался осуществить задуманное. Затянувшийся спуск так вымотал нас, что кроме, как об отдыхе и помышлять было не о чем. Ко всему, быстро темнело. Засветло успели проскочить только опасное место на ледопаде и выйти на закрытую часть ледника. Вот тут, как говорят, – приехали... Озорник вечер решил напоследок поиграть с нами в прятки. Он плавно накинул тёмное покрывало на ледник и на расстоянии 5 м силуэт человека пропадал в сгустившихся сумерках. Единственным связующим звеном между нами была капроновая веревка. Кругом не видно ни зги. Я раза три уже проваливался в трещины, к счастью неглубокие, а Сергей все упрямо шел и шел. Но куда?… После очередного "пропадания" я не сдержался, и в сердцах выкрикнул охрипшим голосом:

- Все! Ты как знаешь, а я дальше не пойду!

Неожиданно Сергей соглашается.

- Хорошо, идём до ровного места, и там остановимся.

Видимо, Сергей понял нереальность своей затеи дойти в тот же день до хижины. Качаясь из стороны в сторону, безразличные ко всему на свете мы добрели до пологого места на леднике. Очень долго устанавливали свое жилище, потратив на это в два раза больше времени, чем обычно. Я, после своего последнего "Всё!" больше не проронил ни слова. Сергей пытался несколько раз заговорить со мной, но в ответ получал лишь каменное молчание. Но как только заморенные восходители попили горячего чая, холодные наши сердца понемногу оттаяли и мы, слово за слово, разговорились. А перед тем как лечь спать, обсудили свои планы на грядущий день.

Ночь выдалась лунная, а вот утро встретило нас туманной мглой и нудным мелким снежком. Ничего нового, все это уже было и не один раз... До хижины двойка спускалась по широкому языку ледопада, потратив на это более трех часов. Будто слепые котята мы искали выход из холодного лабиринта, постоянно путаясь из-за густого тумана в хаотическом нагромождении ледяных глыб. Было смешно даже подумать, что еще вчера вечером в темноте один из нас хотел сунуться сюда. Даже утром, когда светло, пришлось поупражняться как в ледолазанье, так и в прыжках через довольно широкие трещины. Но стоило лишь показаться красной островерхой крыше хижины «Джанги-кош», как мы приободрились и с некоторой даже удалью, бойко подошли к встречающим нас на пороге домика ребятам из команды альплагеря «Безенги»... Тёплая дружественная встреча - бальзам на истерзанную невзгодами душу. Сидя в хижине за столом, сколоченным из струганных досок, мы попивали горячий чай и с чувством рассказывали о двух долгих и наполненных драматизмом днях, проведённых нами на склонах Мижирги.

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.