Альпинисты Северной Столицы




Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

 

АЛЬПИНИСТЫ В АФГАНЕ 

По статье О.Тарана «Спецоперация людей-призраков» на сайте «Вспомним, ребята…»

 27 декабря - памятная дата для всех ветеранов Афганистана. Именно в этот день в 1979 году было официально объявлено о вводе на территорию Демократической Республики Афганистан ограниченного контингента советских войск. Это объявление было сделано тогда, когда в стране уже находились и "мусульманский" батальон спецназа и спецгруппы КГБ "Гром" и "Зенит", и высадившиеся в Кабуле и Баграме десантники, и перешедшие границу мотострелки. Об этом широкой общественности не сообщалось, как не говорилось и о том, что при вводе войск 25 декабря 1979 года в 19:33 по московскому времени разбился самолет Ил-76 с экипажем и 67 десантниками. Среди них, кстати, были и наши земляки - алма-атинец Валерий Беласиков, целиноградец Юрий Смирнов, чимкентец Сергей Гребенюков. А спецоперацией - поисково-спасательными работами на месте гибели самолета занималась группа альпинистов из Спортивного Клуба Армии Краснознаменного Средне-Азиатского военного округа (СКА КСАВО).

Первоначально в Афганистан предполагалось отправить москвичей, но затем командующий сухопутными войсками вспомнил, что гораздо ближе к данному региону находится не менее профессиональная команда из Казахстана. В 1976 году он вручал спортсменам медали за победу в Чемпионате СССР. Генерал связался с командующим КСАВО, поставил задачу и началось…

26 декабря 1979 года в 11 часов вечера в квартире Юрия Попенко зазвонил телефон. Это был Ерванд Ильинский, назначенный старшим группы: "Собирайся. Предстоят спасательные работы. В 6 часов утра за тобой приедет автобус". На все вопросы был один ответ: "В СКА узнаешь".

Подобными звонками были предупреждены и остальные спортсмены - Вадим Смирнов, Николай Пантелеев, Григорий Луняков, Сергей Фомин, Казбек Валиев, Валерий Хрищатый.

С утра собрались в спортклубе, однако, здесь никаких подробностей о предстоящем деле так и не узнали. Получив сухой паек, снаряжение и медикаменты, поехали в Штаб ВВС округа. Здесь и рассказали о том, чем предстояло заняться - вылететь в Афганистан к месту падения Ил-76, отыскать останки погибших людей, секретную документацию и "черные ящики" для определения причин гибели самолета. После напутственных слов и пожеланий, группа отправилась на аэродром в Николаевке. Там альпинистов вооружили пистолетами и погрузили в транспортный самолет Ан-12.

Когда летели над территорией Афганистана, летчики говорили, что здесь сейчас очень неспокойно и самолет вполне могут даже обстрелять. Правда, все обошлось и в 5 часов вечера по московскому времени, самолет доставил алмаатинцев в Кабул. Разместили их в здании штаба афганских ВВС, приставили старшего офицера оперативной группы. Зайдя вечером к подопечным, он предупредил: "Двери после моего ухода запереть, к окнам не подходить, если ночью кто-то постучит, и будет говорить не по-русски - стрелять через дверь без предупреждения". Все было выполнено в точности. Среди ночи здание чувствительно тряхнуло, но кроме этого, ничего особенного не произошло.

Только утром альпинисты узнали причину ночного происшествия. Оказывается, их здание обстреливали из легкого орудия. Повезло, что стены оказались прочными. Появившийся офицер-"опекун" сообщил последние новости, главной из которых была та, что ночью был свергнут и расстрелян Амин и его место занял Бабрак Кармаль.

В связи с тем, что охрана штаба из местных бойцов была разоружена, Ильинский попросил, чтобы его группе усилили вооружение, что и было сделано - получили автоматы Калашникова и по шесть заряженных магазинов. Помимо того, что занимались подготовкой и проверяли снаряжение, Попенко и Валиев в сопровождении одного нашего десантника сходили в город на ближайший базар, где прикупили овощей и фруктов - весьма приятная прибавка к "сухпайскому" рациону. В Кабуле было спокойно.

28 декабря 1979 года вылетели на вертолете к месту авиакатастрофы. Прошлись прямо над местом падения "ила" (высота - 5000 метров над уровнем моря), чуть выше горных вершин. Останки самолета были видны с воздуха, но сесть здесь или спуститься ниже и высадить группу вертолетчики не смогли, им не хватало опыта полетов в высокогорных условиях. Когда вернулись на базу и обсудили сложившееся положение, было принято решение добираться на машинах до конца дороги, а далее - пешком. План был согласован с руководством и утвержден.

На следующий день группа выехала на грузовике "Урал" в сопровождении БМД с отделением десантников. Было пасмурно, моросил мелкий дождь. Когда ехали по шоссе, на альпинистов с любопытством глазели местные жители. По-видимому, их внимание привлекала ярко-оранжевая горная экипировка. На фоне часто встречающихся солдат в полевой защитной форме наши герои, действительно смотрелись необычно.

Свернули на грунтовую дорогу. Теперь путь пролегал через кишлаки с глухими высокими дувалами. Ощущения были не из приятных, швырни кто-то из-за стены гранату - хватило бы на всех. К тому же, по дороге частенько останавливались, сверяли маршрут по карте. Место катастрофы находилось в 36 километров от Кабула, если по прямой, но добраться до него так и не удалось - помешала промоина на дороге, которую нельзя было ни преодолеть, ни объехать. Связались с руководством, доложили обстановку, стали возвращаться. Еще один день закончился безрезультатно.

Пока ехали, альпинисты говорили между собой: "Будь здесь "наши" вертолетчики, давно бы делом занялись". Имелись в виду экипажи Киргизского ГВФ из Фрунзе, с которыми доводилось работать в Союзе. По прибытии на базу, Ерванд Ильинский предложил эту идею руководителю операции. Положение усугублялось тем, что в по поступившей информации том районе, откуда вернулись спасатели, обострилась обстановка и новая попытка добраться наземным способом могла привести к ненужным жертвам. Руководитель кивнул и 31 декабря прибыли старые знакомые альпинистов - экипажи из Киргизии в составе Бориса Бондарчука, Владимира Сергиенко, Сергея Данилова, Александра Медникова, Александра Лосева, Александра Ильинича. В тот же день эти вертолетчики доставили группу Ильинского с отделением десантников к месту авиакатастрофы. Сесть не смогли, не нашлось подходящей площадки. Пришлось десантироваться из зависших машин на снег с высоты в несколько метров. Десантники помимо вооружения привезли с собой большую палатку, которую в таких условиях поставить практически невозможно. Но десантники и здесь доказали, что для них нет ничего невозможного. У альпинистов же были малогабаритные четырехместные палатки. Едва разместились, как повалил снег. Высокогорье, непогода, место гибели десятков людей - вот в таких условиях и встречали наши герои Новый 1980 год.

Когда к утру 1 января погода установилась, решили начать поисковые работы, несмотря на мороз и выпавший толщиной до метра снег. После осмотра обломков самолета, стало ясно, что это лишь его половина, часть воздушного судна при ударе перелетела на другую сторону горы. Снег затруднял поиск. Случалось и такое: нащупав что-то под ногами, разрывали, а там - снаряд, либо какой другой боеприпас и сердце холодело. Не менее страшным было и то, что осталось от наших погибших парней. Это были даже не разрозненные части тела, а что-то наподобие спрессовавшихся брикетов. Так как в задачу входил и поиск останков экипажа и десантников, то альпинисты собирали их в пластиковые мешки. Собирали, пока прилетевший руководитель операции не дал команду - людьми не заниматься, а искать только "черные ящики". К тому времени портфель с секретной документацией был найден Вадимом Смирновым и вручен руководителю. Тот был очень доволен. На этом первая часть операции была закончена. Всех возвратили в Кабул.

Утром пришло известие, что из Баграма на столицу идет восставший против Кармаля танковый полк. На аэродроме и в Штабе ВВС стали готовиться к бою. Появилось множество гранатометов "Муха". Все, в том числе и спасатели, ждали танковой атаки. Но повоевать не пришлось, мятежников разгромили под Кабулом, а альпинисты занялись своим делом. В этот день они обследовали другой склон, где и нашлись обломки "черных ящиков", расколовшихся от удара. Их содержимое было погребено снежной лавиной, сошедшей со склона после падения самолета. Сдали то, что нашли, объяснили ситуацию и на этом поисковые работы были завершены.

3 января группе Ильинского были выплачены командировочные и, в качестве поощрения, предоставлен автобус для экскурсии по Кабулу. 4 января вылетели на Ту-134 в Термез, а уже оттуда на Ан-24 вернулись в Алма-Ату.

В Кабуле через стенку, рядом со спасателями, жили бойцы "Альфы". Об их операции по взятию Дворца Амина знает теперь весь мир. Группа Ильинского оказалась секретнее самого засекреченного подразделения КГБ, а материалов об их участии в поисковой операции нет даже в Архиве Министерства обороны России. Они рисковали жизнью, выполняя особое задание государственной важности, но никак не были отмечены, не удостоены никаких наград, обещанных им руководством. И хоть не за награды работали, а захотелось узнать правду Ерванду Ильинскому, как был оценен их рискованный труд. Оказалось - никак. Нет в архивах подтверждающих документов, а значит, выходит, ничего и не было. Ни командировки, ни поисков, ни выполненного задания. Реальные люди с именами, известными всему миру, превратились в "призраков". Кому была нужна подобная сверхсекретность? Чем она была вызвана? Эти вопросы по сей день остаются без ответов. А труд людей, рисковавших своей жизнью в афганских горах, по-своему отметили те, кто лучше других знает, каково приходилось там - за хребтом Гиндукуша.

В июле 2000 года Союзом ветеранов Афганистана города Алматы было принято решение о награждении всех участников специальной операции памятной медалью "Ветерану войны в Афганистане 1979-1989 г.г.". Пятерым из них - Ильинскому Е.Т., Валиеву К.Ш., Пантелееву Н.В., Фомину С.Н., Попенко Ю.С. медали были вручены лично. Троих из группы уже нет в живых - Лунякова Г.Е. (погиб в Гималлаях в 1990 г.), Смирнова В.А. (погиб на Памире в 1989 г.), Хрищатого В.Н. (погиб в горах Тянь-Шаня в 1993 г.). Медали вручили их семьям. Кроме этого им были вручены Книги Памяти "О павших в Афганистане" 1-й том за подписью родителей погибшего в том злополучном самолете десантника Валерия Беласикова.

Вот только неизвестно, когда можно будет дождаться государственной оценки их ратного труда. И не в льготах и наградах дело-то. Дело в признании того, что не напрасными были их мужество и риск. Нужно, чтобы те, кто пришел им на смену, знали, что если им доведется выполнять правительственное задание, то государство в лице его чиновников, потом не разведет руками и не откажется от них, в виду отсутствия подтверждающих документов.

   

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.