Альпинисты Северной Столицы  




Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

 

Легенды и драмы Эвереста

Ицкович Юрий СоломоновичЮрий Ицкович – к.т.н.,
 МС СССР по горному туризму,
 1 разряд по альпинизму.

 

Октябрь 2009 г . я забрался на Кала Паттар ( 5545 м ) не для покорения горы. Мне 73-й год, и я обещал горам не покушаться больше на их вершины. Октябрь в Непале – это ещё лето, днём будет 25 градусов жары, а сейчас мороз. Коченеют руки и ноги, но я терплю и жду. Я здесь для того, чтобы при восходе солнца увидеть Эверест. Потом можно спокойно умереть, как говорят знатоки этого дела. И вот первые лучи солнца касаются вершины. Они заливают склоны золотом сверху вниз, всё ниже и ниже. Чувство восхищения этой красотой охватывает меня. В памяти возникают эпизоды истории, героические и трагические события, легенды и драмы этих мест. Я не могу держать всё это в себе, ощущаю потребность поделиться мыслями о том, что знаю.

Эверест

Джордж ЭверестВсё началось в XIX веке с распоряжения Джорджа Эвереста, начальника геодезической службы английских колоний в Индокитае, о проведении топографической съёмки Гималайских хребтов (Читайте в этой книге статью «Видел ли полковник Джордж Эверест когда-нибудь гору Джомолунгму?»). В 1852 г . обнаруженный английскими топографами «пик XV» в районе Сагарматха с неизвестным для европейцев местным названием Джомолунгма, был признан высочайшей вершиной планеты и в 1865 г . назван топографами Эверестом в честь своего начальника. Сразу началась борьба за покорение вершины, гонка, продолжающаяся уже около 150 лет.

На первом этапе, который обычно называется разведкой, борьба в подобных случаях заканчивается «в ничью», разведчики отступают «по добру – по здоровью». История этой борьбы со стопроцентным ничейным исходом обычно не сохраняется, потому что неизвестно, была ли борьба на самом деле, или всё ограничилось прогулкой в заданном направлении. Точно известно лишь, что, начиная с 1921 г ., на склонах Эвереста появились английские альпинисты – профессионалы.

Мэллори Джордж ЛейВторой этап начинается с гибели первого смельчака, попытавшегося покорить вершину. Стопроцентная смертность покорителей на этом этапе создает иногда легенду о недоступности вершины. В 1924 г . печальную статистику Эвереста открыла связка Джордж Мэллори - Эндрю Ирвин, навсегда скрывшаяся в облаках в 200-х метрах от вершины. Ирвин Эндрю Потом в список погибших добавлялись другие имена, как профессиональных альпинистов, так и любителей, одержимых идеей покорения гиганта таких, – как Морис Уилсон, умерший один в палатке на северном склоне в мае 1934.

Наконец, третий этап возникает после первого покорения вершины. Для многих, действительно сложных вершин на этом этапе характерно соотношение, когда половина восходителей отступает и довольствуется «ничейным» результатом, а другая половина идет до конца. В этой второй группе половина схваток с горой заканчивается победой человека, а вторая половина – победой горы и гибелью восходителя.

На Эвересте этот этап начался в 1953 г . победой Эдмунда Хиллари и Норгея Тенцинга – первых покорителей вершины. Героев знает весь мир. Руководитель экспедиции Джон Хант и Эдмунд Хиллари были посвящены в рыцари. Норгей Тенцинг был награждён медалью короля Георга. Иногда его называют сирдаром, т.е. начальником всех шерпов, помогавших экспедиции. Здесь требуется небольшое уточнение. Те, кто помогает экспедиции, часто остаются в тени. Публика любит только абсолютных героев и мало интересуется остальными.

Н. Тенцинг – великий альпинист. Мальчишкой он убежал из дома и посвятил свою жизнь горам. Начиная с 1935 г . он помогал европейским альпинистам в качестве проводника и восходителя. Он прославился как человек «с тремя лёгкими». Но в экспедиции 1953 г . сирдаром он не был. Это также верно, как и то, что экспедицией руководил Джон Хант.

Д. Хант в семье Дава Тенцинга

Так вот сэр Джон Хант большую часть времени руководил экспедицией из поселка Тьянгбоче, расположенного около знаменитого буддийского монастыря. На поляне в трёхстах метрах от монастыря Хант поставил свою палатку и договорился с уважаемым местным жителем Давой Тенцингом об исполнении им роли сирдара. 

Дава Тенцинг с женой

Дава Тенцинг, однофамилец Норгея, и был настоящим сирдаром экспедиции, в распоряжении которого работали около 500 шерпов, а на подворье скапливались многие тонны грузов. Все эти грузы с помощью шерпов должны были оказаться точно в нужное время в нужном месте. По современным понятиям это – приличный коммерческий центр с большим штатом работников и с мощным отделом логистики.

Дава прекрасно справился с обязанностями сирдара. Его двор был не только перевалочной базой экспедиции, но и местом восстановления сил, отдыха альпинистов. 

Команда 1953 г.

Английская королева наградила его медалью за заслуги в успехе экспедиции. 

Удостоверение о награждении

Его потомки и сейчас живут на том же месте и хранят в доме подлинные документы тех лет и альбом с групповыми фотографиями легендарных альпинистов и хозяина. Я благодарен судьбе, позволившей соприкоснуться с этими страницами истории альпинизма.

Потомки Давы Тенцинга с его портретом

После 1953 поток восходителей на Эверест растет непрерывно. Непал живёт Эверестом. Это его национальное достояние. Дело доходит до того, что заседания правительства Непала проводятся в базовом лагере Эвереста. И, хотя министров привозят в лагерь на вертолёте, некоторые из них между заседаниями подымаются на Кала Паттар, чтобы увидеть национальную гордость во всей красе.

Вместе с потоком восходителей непрерывно растет и число погибших на Эвересте. Каждый четвертый остается на склонах навсегда, становясь жертвой своих амбиций и риска, честолюбия и наивности. Я расскажу лишь о некоторых эпизодах, драматических, иногда трагических, которые заставляют задумываться о цене жизни, о силе экстремальных обстоятельств, о путях преодоления непреодолимого. Так уж устроено в мире, что никто не знает, чем закончится борьба с горой, если не отступать. Готов ли ты физически к напряжению сил, которого раньше никогда не испытывал?

Непальские альпинисты в 60-х годах прошлого века по примеру европейцев организовали свою федерацию альпинизма и сразу стали строить амбициозные планы покорения восьмитысячников. В поле зрения руководителей непальского альпинизма попала жена первого президента федерации Нима Семинга, здоровенькая женщина и просто красавица Пасанг Лама Шерпа. Было решено организовать её восхождение в качестве первой женщины, покорившей Эверест.

Попытка закончилась трагически. Она взошла на вершину, спустилась немного вниз и скончалась на склоне, ни на что не жалуясь – просто уснула. Как говорят специалисты, в крови закончился кислород раньше, чем она успела выйти из зоны смерти. Непальские альпинисты почитают Пасанг Ламу Шерпа как национальную героиню. Ей установлен памятник в Катманду и бюст у выхода из поселка Луклы на тропу к Эвересту.

Памятник Пасанг Лама Шерпа
Бюст в Лукле

Что это было? Проявление «героического энтузиазма» Непальского народа? Того самого героического энтузиазма, теорию которого развивал Джордано Бруно? Он был не только великим астрономом, но и философом, считавшим, что у отдельных наций героический энтузиазм живёт прямо в крови, в генах. Не берусь судить об этом однозначно, но точно знаю, что независимо от национальности, ни смерти восходителей, ни предостережения не останавливают желающих померяться силами с горой ради престижа и самоутверждения. Магическое притяжение Эвереста сродни самым загадочным тайнам природы.

Слова о Пасанг Ламе Шерпа «просто уснула» – знаковые для этого случая. Многие считают, что смерть от гипоксии – самый лучший конец жизни, если бы можно было выбирать: просто уснул и никаких проблем! Есть ещё несколько аналогичных случаев, связанных с недостаточной тренированностью и акклиматизацией.

Известный альпинист Владимир Башкиров в 1997 в составе российской команды, планировавшей траверс Лхоцзе – Эверест, взошел на Лхоцзе. При спуске в сторону Эвереста 26 мая он сел отдохнуть и тихо умер, выкурив перед смертью сигарету. Известно, что незадолго до этого он в качестве гида вместе с Анатолием Букреевым и Евгением Виноградским успешно довел до вершины Эвереста первую индонезийскую экспедицию, и, казалось бы, набрал хорошую спортивную форму. 

Башкиров, Виноградский, Букреев

Однако после этого были торжественные мероприятия в индонезийском консульстве в Катманду с благодарностями русскому гиду, неизбежным нарушением режима и соответственно тренированности. Может в этом дело? Или в сигарете? А ещё, может быть, при частых подъёмах на высоту организм не успевает отдыхать?

Некоторые психологи, говоря о случаях перегрузок человеком самого себя, употребляют слово автоагрессия. Может показаться, что в этом слове заложен некий отрицательный оттенок от понятия агрессия. Это не совсем так. Агрессия – это один из способов познания действительности. Даже для примитивных существ характерно стремление «пощупать» внешний мир. Внешнему миру это не всегда нравится, он не дает себя щупать, возникают конфликты. В семейных отношениях между мужем и женой это в старые времена выливалось в драки, в спаивание мужиков по принципу: «пусть лучше пьёт, чем дерётся». В отношениях между государствами это иногда приводило к войнам.

А что делать тем, кто не хочет воевать или драться? Я сам в молодости любил поиздеваться над своим организмом. Бегал в марафонах «100 км за 24 часа», «Испытай себя», тренировался до изнеможения, следуя суворовским заветам «тяжело в учении, легко в бою». Помню, как после работы, пробегав около четырех часов на стадионе, зашел с друзьями в кафе, съел мороженое с сиропом и почувствовал, что в кафе стало душно. Я вышел на улицу подышать, прислонился спиной к столбу и на секунду потерял сознание (говорят, это был спазм). Тут моя спина соскользнула с опоры о столб, я рухнул плашмя с поворотом на асфальт и сразу очнулся с окровавленным лицом, а на следующий день объяснял сослуживцам, что мне не повезло в пьяном дебоше. Некоторые в таких случаях идут в соло альпинизм, чтобы познать свои возможности в экстремальных условиях. Вот почему можно считать, что экстремальная философия – путь к познанию и к прозрению.

Интересно, что думает об этом тренер Башкирова – Эрванд Ильинский? Известно, что через 12 лет в его команде произошел похожий случай с Сергеем Самойловым. Он при акклиматизации три раза поднимался от 5300 до 8000 м . После этого при подъёме на Лхоцзе (для совершения того же траверса) почувствовал себя плохо. Он стал спускаться по своей веревке, у её конца расстелил спальник, возможно, хотел отдохнуть, но не успел. Похоже, у него закончилось допустимое время жизни на высоте. Может быть тренер Ильинский переоценивает значение больших нагрузок и недооценивает значение отдыха в зелёной зоне при акклиматизации?

Ещё про один подобный случай рассказал Александр Абрамов в своей книге «Семь вершин». В его команде 2006 г . был Игорь Плюшкин, опытный альпинист, «Снежный барс». Во время акклиматизационного периода он посчитал себя готовым к восхождению, и, вместо третьего выхода на высоту 7100 м ., уехал в Лхасу – примерно на неделю в зеленую зону за 500 км . Вернувшись из своей отлучки, он сбегал на высоту 7100 и на следующий день пошел на Эверест. На восхождении почувствовал себя плохо, но упорно шел вперед. Развернуться вниз его удалось уговорить на высоте свыше 8000 м . Обратите внимание на слово «уговорить», сам он не хотел поворачивать назад! На спуске сопровождающие отдали ему свой кислород, но это не помогло. Как говорят специалисты, если начался отёк лёгких и мозга, то одного кислорода недостаточно. Ночевку на высоте 7700 м он не выдержал – скончался. Возможно, причиной трагедии стали и нарушения спортивного режима в Лхасе и недостаточный отдых после подъёма на 7100 м .

В интересах науки, для выяснения истины в вопросе о влиянии высоты на акклиматизацию, американские альпинисты прожили полгода в обустроенном лагере на высоте 5,5 тыс. м, а потом пошли на Эверест. Им пришлось отступить из-за плохого самочувствия. Статистика показывает, что на планете Земля предельная высота, на которой люди живут постоянно, составляет около 4,5 тыс. м., и еще существует примета, что у высотников также, как у радистов, облучаемых радиоволнами, среди детей чаще встречаются девочки. Может агрессивная внешняя среда каким-то образом действует на организм, на генетику человека? И тогда длительное пребывание на большой высоте может оказаться вредным, а акклиматизация эффективна при кратковременном пребывании на высоте. И всё это вместе с тренированностью нужно для того, чтобы успеть сбегать на вершину и вернуться обратно до истечения срока жизни в зоне смерти. Именно такой тактики следовал Р. Месснер при своих выдающихся восхождениях на восьмитысячники в альпийском стиле. Гоньпо, тибетец Кстати это второй человек из известной мне троицы, про которого говорят, что у него – три лёгких. Третий – это тибетец Гоньпо, участник первого китайского восхождения на Эверест.

В целом можно с уверенностью говорить, что дозировка нагрузок и отдыха при акклиматизации – дело не простое и очень индивидуальное, что-то близкое к искусству. Среди профессиональных гималаистов ходит даже такая шутка: «У нас всё как в цирке, только клоунов больше».

Многие трагедии на Эвересте связаны с попытками установления рекордов. Сергей Арсентьев, известный питерский альпинист со странным прозвищем «мафия», побывавший в 1990 г . на Эвересте без кислорода, проживая в США, женился на американке Френсис Дистефано и они решили покорить третий полюс Земли. Благодаря хорошо организованной рекламе им удалось заключить контракт на $ 2,5 млн. за то, что Френсис Дистефано-Арсентьева станет первой женщиной, которая взойдёт на Эверест и спустится с него без кислородного аппарата.

Френсис Дестефано и Арсентьев

Дальше были тренировки и акклиматизация. Сам эксперимент проходил в мае 1998 г . До лагеря 8200 всё шло нормально. 20 мая Френсис с Сергеем вышли на штурм, как положено ночью, дошли по снегу до скал и обнаружили, что у них не работает фонарь. Решили не рисковать и вернулись в лагерь 8200. 21 мая провели день в палатке по неизвестным причинам. 22 мая после третьей ночи на высоте 8200 пошли на штурм, Френсис без кислорода взошла на вершину и начала спускаться вниз. Сергей каким-то образом оказался ниже по склону и потерял её из виду. На спуске Френсис стало плохо. Проходившие мимо альпинисты видели её, стоявшей у скал в плохом самочувствии, пытались дать ей кислородную маску, но она срывала её, хотя и не могла двигаться. Позже спускавшиеся с вершины альпинисты обнаружили её без сознания, надели на неё кислородную маску и пытались транспортировать вниз, но она умерла, не пережив спуска с вершины. Её муж Сергей, узнав о состоянии жены, побежал вверх… Больше его никто не видел. Так трагически закончилась эта история. Рассказал её мне В. Божуков, когда мы рассматривали памятный обелиск на кладбище погибших на Эвересте альпинистов.

Обелиск

 Не будем судить мужественных людей за стремление заработать. Они зарабатывали свой хлеб своим здоровьем и своей жизнью.

Хочу рассказать ещё об одном альпинисте – легенде Эвереста. Непалец Бабу Чири Шерпа родился 22.06.1965 г. и с 13 лет стал восходителем. 

Бабу Чили Шерпа

К 36 годам он 10 раз взошел на Эверест! Ему принадлежит такой своеобразный рекорд: в 1995 г . он поднялся на Эверест два раза в течение короткого времени – две недели. В 1999 г . весной он установил рекорд времени подъёма на Эверест из передового базового лагеря (АBC) – 21 час (без кислорода). Весной следующего года он установил второй рекорд скорости подъёма – 16 ч. 56 мин. (с кислородом). 29 апреля 2001 г . он погиб при одиннадцатом восхождении на Эверест (упал в трещину). Что это? Просто несчастный случай или ошибка, перебор спортсмена в игре с судьбой? А рекорд скорости восхождения АBC – вершина Эвереста и сейчас удерживают спортсмены Непала (8 ч. 56 мин).

В последнее время гибель альпинистов на Эвересте стала делом обыденным. Постоянно растут потери восходителей на высоте, увеличивается число тел, остающихся на склонах горы. Мертвец на маршруте становится своеобразным ориентиром и зловещим предупреждением для восходителей. Особенно количество погибших стало расти с развитием коммерческих восхождений, хотя гиды, как правило, обещают безопасность, но это – лишь обещания. Пиком катастрофических случайностей на Эвересте, бесспорно, остаётся 1996 г ., когда несколько групп альпинистов: из Новой Зеландии, из США, из ЮАР и из Тайваня одновременно попытались воспользоваться окном в погоде и подняться на Эверест. В одном месте в одно время собрались разношерстные группы одержимых горами людей, готовых потратить значительную сумму и даже подвергнуть риску собственную жизнь, чтобы разок постоять на самой высокой в мире вершине. Нанятые за большие деньги проводники стремились достичь вершины любой ценой, несмотря на признаки надвигавшейся бури. Место в команде смертников стоило до $ 65 тыс. и было оплачено заранее, ещё внизу. Трагедия была замешана на легкомыслии и тщеславии, роковой заносчивости, мужестве и больших деньгах. Однако шансов было слишком мало.

Уже на высоте 6400 м участникам попался труп неудачливого альпиниста, завернутый в пластиковый мешок. 

Труп на Эвересте

Потом у одного из носильщиков произошел отек легких, его эвакуировали в больницу, но не спасли, он скончался. А налетевший чуть позже ураган разметал участников по склону, превратив в беспомощных бедняков, понимающих только слова «спасайся, кто может». Всего в тот раз погибло семь альпинистов, включая трёх гидов (инструкторов) – директоров турфирм: Скотта Фишера (США) и Роба Холла (Новая Зеландия) и Энди Харриса. 

Скотт Фишер Роб Холл Энди Харрис

Травмированных и обмороженных никто не считал. Тела восходителей покрывались коркой льда, стирая разницу между живыми и мёртвыми. Например, врача из Далласа Бека Уиттерза ураганной ночью и на следующий день оставляли умирать в снегу, считая его покойником, и даже сообщили о смерти жене. Моё искреннее восхищение вызывает то, что к концу второго дня он, покрытый льдом, очнулся и сам добрёл до лагеря, откуда его смогли эвакуировать в операционную.

Что заставляет человека безрассудно рисковать, какие нормы морали действуют на высоте Эвереста, почему стремление покорить Эверест начинает граничить с безумием? Почему цивилизованные восходители проходят мимо умирающего человека, переступают через него и идут к вершине? Почему многие считают, что на высоте более 8 тысяч м. моральные нормы не действуют, что зона смерти – не место, где можно позволить себе что-либо, кроме мысли «На войне, как на войне»

Истоки всех этих явлений кроются в глубинах человеческой натуры, души. И главным источником является тот факт, что Эверест – третий полюс Земли. Отсюда – погоня за достижениями, всевозможными рекордами.

Люди идут на Эверест, чтобы испытать себя. Но последнее слово всегда остаётся за горой. Против погоды нет средств, кроме запаса времени внизу и надежного прогноза на момент восхождения.

Характерным является опыт Александра Абрамова, совершившего восемь попыток покорить Эверест. Успешными из них были пятая в 2004 г . и восьмая в 2007 (вместе с женой Людмилой Коробешко – третьей русской женщиной, покорившей Эверест). 

Бек Уитерз Абрамов Александр Коробешко Людмила

Александр Абрамов, руководитель нескольких коммерческих экспедиций, пришел к дорогой, но безопасной, по его мнению, методике жесткого контроля участников на всём пути от начала акклиматизации до окончания восхождения.

Есть и другие мнения и проекты. Например, упоминавшийся уже В. Божуков активно пропагандирует идею повышения экологии нравственности. Для того чтобы восходители не перешагивали через умирающих и страдающих на склонах людей, он предлагает подготовить специальных спасателей – парапланеристов, которые могли бы взять легкий параплан-тандем, сбегать с ним на гору к пострадавшему и спрыгнуть оттуда вдвоем на параплане, приземляясь через десять минут в базовом лагере к готовому горячему чаю.

Пусть сбудутся все замечательные планы, и путь на Эверест станет не только экстремально заманчивым, но и безопасным средством истинного наслаждения. Экстремальная философия – путь к прозрению! 

    

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.