Альпинисты Северной Столицы

Яндекс цитирования

Домбай 2011. Впечатления немолодого любителя гор

Ицкович Юрий – к.т.н., МС СССР по горному туризму, 1 разряд по альпинизму

На 75-м году жизни трудно собрать старых друзей-однокашников для поездки в горы. Как говорят: «Иных уж нет, а те далече». Если, тем не менее, очень хочется хлебнуть глоток адреналина, есть замечательный рецепт: Венера Курмакаева.

Курмакаева Венера

Она – член Совета Ветеранов при ФА СПб, КМС, инструктор 1-ой категории, и последние десять лет регулярно организует сборы своих друзей в горах. В этом году совместно с клубом альпинистов «Санкт Петербург» и его руководителем Германом Андреевым Венера выбрала район Домбая, многократно воспетый поэтами, бардами и просто графоманами в песнях и легендах. Идея понравилась мне не только потому, что не было других вариантов, но и потому что именно здесь я начинал свою горную биографию полвека назад.

Я напросился в число участников и не пожалел об этом. Состав – на любой вкус. Старшую часть сбора образовали мои сверстники, которым уже за семьдесят: известные МС СССР Людмила Варжапетян (Самодурова), Валерий Вексляр и Герман Андреев, а также замечательные спортсмены-долгожители Юрий Яковлев и Луиза Пропп, приехавшая не одна, а с сыном Андреем.

Яковлев Юрий

Основную часть сбора составили любители гор от 50 до 70 лет. Среди них тоже есть один МС СССР – Зинаида Ленивкова и просто спортсмены, преданные альпинизму: Владимир Иноземцев, Нина Холявина, Вячеслав Балалин, Лилия Нигматуллина, а также приехавшие со своими женами: Виктор Буров с Ольгой и Юрий Ефимов с Наталией. Наконец «молодежную» группу сборов образовали не достигшая ещё полувекового юбилея Ольга Антипова и совсем молодые Елена Грибанова и Станислав Фиршт.

Старше меня в этой компании – двое. Это Людмила Варжапетян, которая находится в прекрасной спортивной форме, достойной присуждённого ей звания «Снежный барс», регулярно два раза в год ездит в горы, а в промежутках тренирует молодёжь СПБГУ. И ещё Валерий Вексляр, неоднократный призер первенств СССР по альпинизму в техническом и высотно-техническом классе, считающий лучшим своим восхождением маршрут на Холодную стену, пройденный вместе с Олегом Шумиловым и не получивший признания жюри первенства СССР по политическим мотивам. Сейчас он приехал не за спортивными восхождениями, а для души – походить по знакомым местам, вспомнить былое.

Кстати, вместе с Олегом Шумиловым ходил в горы и Герман Андреев, тоже призёр Чемпионата СССР по альпинизму. Сейчас он – главный редактор ежегодника «Альпинисты Северной Столицы» и врач нашего сбора.

Утром 25 июля мы пересели из поезда в автобус и отправились в Карачаево-Черкесию. В Теберде Нина Холявина попросила остановиться у бензоколонки и на наши недоуменные вопросы рассказала забавную историю последнего года своей жизни.

Она устроилась работать бабушкой у своих внуков в Америке и приехала с нами на Кавказ, чтобы зарядиться энергией перед трудными испытаниями за океаном. А у бензоколонки она договорилась встретиться со своей давней подругой Лилией Нигматуллиной, которая приехала из Казани на своём автомобиле, чтобы принять участие в нашем сборе, а заодно проведать свою «дачу» в Теберде, представляющую собой небольшую квартиру городского типа неподалёку от бензоколонки.

Лилия оказалась очень коммуникабельной и остроумной женщиной. При знакомстве, когда Нина рассказывала, какая Лилия замечательная спортсменка и отличница во всём, она, чтобы прекратить перечисление своих достоинств, добавила шутливо «просто красавица», скромно опустила глаза и переложила огромную косу толщиной с руку с одного плеча на другое. Запомнился ещё один эпизод. Через несколько дней во время отдыха после работы в горах мы для гимнастики ума разгадывали хором кроссворд и долго ломали голову над одним сложным вопросом, ответ на который не знал даже наш энциклопедист Юрий Яковлев. Тут подошла Лилия, послушала наш разговор и назвала слово. Все посмотрели на неё с изумлением и немым вопросом, откуда, мол, она это знает? Она скромно опустила глаза, точно как в первый раз, и произнесла: «Не только красавица». В общем, острый ум виден невооруженным глазом!

А в тот первый день к вечеру мы добрались до Домбая, устроились жить в альплагере, вернее в палатках на территории бывшего альплагеря «Домбай», и следующий день посвятили планированию горовосхождений.

Палатки в Домбае

Решили первый выход сделать вверх по долине Алибека на два дня и попытаться взойти на одну или две вершины в районе горы Джаловчат. Разделились на три группы и утром пошли наверх.

Хотя все шли рядом и в одно место, тем не менее, из-за разности темпа участники разбились в пути на несколько компаний, которые растянулись по лесной тропе и не видели друг друга. Я, погорячившись, увязался за компанией «молодежи» во главе с Виктором Буровым, которая, как положено, сбилась с тропы. Вскоре мы оказались на остром гребешке из песчаного конгломерата, с которого было, куда падать в обе стороны. Мне очень хотелось сесть верхом и ползти по гребню на животе, но честь мундира не позволяла это сделать.

Я упирался, как мог, пока сверху на склоне не появилась ещё одна наша компания во главе с Вячеславом Балалиным, тоже заблудившаяся. Вместе мы повернули назад и, с помощью дедуктивного метода анализа в совокупности с незнающими от дурной головы покоя ногами, нашли место на тропе, где свернули в неправильном направлении. Кстати Вячеслав с Виктором физически были подготовлены, пожалуй, лучше всех на нашем сборе. Вячеслав, по-видимому, хорошо усвоил школу советских альплагерей, и обладает высокой общей культурой поведения. А Виктор сохранил хорошие физические кондиции со времён сложных походов в горах и на велосипедах.

К обеденному получасовому отдыху на Турьем озере я уже чувствовал усталость во всех своих членах и поклялся себе ходить только следом за Венерой Курмакаевой, согласившейся руководить старичками. Вороша свои смутные воспоминания полувековой давности, я смог воспроизвести только положительные эмоции, связанные с Турьим озером, голубой водой, купанием в четырёхградусной купели. И никакой усталости или трудностей ориентирования тогда не было. Похоже, что предсезонные ежегодные сборы школ инструкторов, проводившие контроль и маркировку маршрутов и троп в те времена, были очень полезны для будущих восходителей, а мы были немного моложе и выносливее.

После обеденного перерыва за Венерой идти стало легче, потому что она поддерживала умеренный темп движения. Это, однако, не помешало нам снова заблудиться, упереться в сложные бараньи лбы, из-под которых мы с трудом выбрались по травяным склонам на гребневую тропу. К концу дня добрались до ночевок под ледником Двуязычный, и весь вечер тихо радовались в предвкушении быстрого восхождения на вершину Джаловчат через пик Узловой на следующий день.

Утром раньше других наверх пошли Виктор Буров с Вячеславом, Зинаидой, Еленой и Ольгой Антиповой, планировавшие сделать две вершины от пика Узловой. Через час после них пошла наша пятерка с тремя парами кошек на всех в надежде, что ледник не слишком серьёзный и на тренировочную «единичку» мы как-нибудь заберёмся. Чуть позже на нас вышла четвёрка Людмилы Варжапетян с Ниной, Лилией и Станиславом.

Ледник быстро избавил нас от необоснованного оптимизма, Луизе Пропп и Юрию Ефимову без кошек пришлось повернуть к ночевкам у первого крутого участка голого льда. Особенно остро переживала необходимость отступать Луиза, которая просто ни секунды не может сидеть, ничего не делая, и сына Андрея приучает к тому же. Благодаря своей активности, она регулярно ездит не только на Кавказ, но и в Индию, Китай и другие места для приключений. Тем не менее, Юрию с Луизой пришлось спуститься к ночёвкам, где они быстро собрались и благополучно вернулись в Домбай. Остальные из группы Венеры, это я с Юрием Яковлевым, и из группы Людмилы полавировали между трещинами разорванного ледника, добрались до перевала на ледник Сунахет, пошли дальше на гребень пика Узловой и там встретили возвращающуюся группу Бурова с плохими вестями.

Ледяной гребень так сильно разорван широкими трещинами, что для их преодоления надо спускаться и подниматься по высоким ледяным стенам со специальным снаряжением. Ни о каких «единичках» там не может быть и речи. Группа решила отказаться от покорения намеченных вершин. Мы последовали их примеру, а команда Варжапетян немного потренировалась на льду и тоже спустилась к ночевкам.

Оставалось совсем немного – спуститься по тропе в Домбай, чем мы и занялись после сборов своих вещичек и небольшого перекуса. Тут-то и подтвердились мои опасения о работоспособности своих коленок. С завистью смотрел я, как молодежь, прыгая с камня на камень, быстро сбрасывает высоту. Мне такие подвиги были явно не по плечу. Пришлось аккуратно и осторожно делать каждый шаг, подстраховывая себя в крутых местах лыжными палками.

Хорошо ещё, что Юрий Яковлев взялся составить мне компанию при медленном спуске в лагерь. С ним вдвоём мы и телепались всю вторую половину дня, изнемогая от тяжелых «кульков» со снаряжением за плечами, от жары и жажды. Зато я узнал все подробности о том, как Юрий поддерживает спортивную форму, работая курьером в фирме «Экспресс-Сервис» с регулярными пешими переходами, и разъезжая в свободное от работы и альпинизма время по Канарским островам с женой и внуками.

Как водится, мы потеряли тропу примерно в том же месте, где и при движении наверх. Перед нами были крутые бараньи лбы, и мы не верили, что по таким тропам можно водить начинающих альпинистов на простейшие вершины. Мы вернулись назад к пешеходной части тропы, побегали в разные стороны по гребню, надеясь найти простую дорогу вниз. Только, потеряв надежду найти «чего-нибудь попроще», вернулись к бараньим лбам и осторожненько сползли с них, цепляясь ногтями за микроскопические зацепки.

Около Турьего озера тоже немного поплутали на переходах между расчищенными площадками для палаток, пытаясь найти выход из лабиринта переходов на дорогу домой. Опять, возможно по старческой склонности к брюзжанию, захотелось посетовать на отсутствие каких-либо указателей дороги к лагерю. Только уже в сумерках добрались мы до лагеря Алибек, и совсем затемно появились в «Домбае», ставшем уже для нас родным домом с возможностью отдохнуть и напиться горячего чая без ограничения.

Несмотря на то, что альпинистские достижения первого выхода были нулевыми, никаких вершин покорено не было, мне эти два дня показались очень полезными с точки зрения физической разминки и в качестве эксперимента для привыкания к местным особенностям природы. Что ни делается, всё к лучшему.

Отдохнув день на Домбайской поляне, 29 июля мы всем составом сбора отправились в новом направлении: вверх по долине Аманауза через урочище Медвежья поляна в сторону вершин Белалакая и Суфруджу.

Из лагеря по тропе вдоль левого берега Аманауза мы дошли и переправились через левый приток, вытекающий из ущелья севернее Медвежьей поляны. Дальше пошли вдоль его правого берега на саму Поляну. По тропе до неё три раза встретили «непроходимые» скальные участки, на которых хочется застраховаться: вертикальная стенка высотой метров восемь, внутренний угол с наклоном градусов 80 и длиной метров 15, и бараньи лбы, выводящие на Поляну.

Из лагеря нас провожали Юрий и Наталия Ефимовы. Юрий (преподаватель СПБГУ) помнит ещё старые времена и своё участие в экспедициях на Памир под руководством бывшего тогда ректором Университета, академика А.Д. Александрова в 60-е годы прошлого века. Он и сейчас находится в хорошей спортивной форме. Да и супруга его, Наталия, тоже прекрасно бегает по горным тропам, но они не собирались восходить на высокие вершины, а приехали на сбор, чтобы подышать горным воздухом, насладиться экзотическими пейзажами, просто отдохнуть. После прохождения первого «непроходимого» участка пути они повернули обратно в лагерь, пожелав нам успехов.

Мы продолжали свой путь, преодолевая навязчивое желание надеть каску и застраховаться. Хорошо, что Владимир Иноземцев, шедший впереди, скидывал нам в критических местах верёвку, придерживаясь за которую мы забирались наверх. У Владимира 2 августа – день рождения и так получается, что всегда, уже много лет, он встречает этот день в горах потому, что лучшего времени для восхождений придумать невозможно. Где только не праздновал он свой день рождения! Самое экзотическое место, пожалуй, – Мак-Кинли, самый северный шеститысячник на Земле. Считается, что из-за отсутствия зеленых деревьев за полярным кругом на Аляске, 6 тысяч на Мак-Кинли переносятся также, как 7 тысяч на Тянь-Шане и 8 тысяч в Гималаях, на экваторе. По сравнению с такими высотами три с половиной – четыре тысячи метров на Кавказе для него – детские игрушки.

Про себя я точно знаю, что 50 лет назад ходил через Медвежью поляну на Зуб Суфруджу. Уверен, что я ходил по тому же маршруту, что и сейчас, но никаких технических трудностей со страховкой не помню, кроме заключительного подъёма на высшую точку Зуба. Там было слишком узко и мало места на самой вершине, было трудно разойтись тем, кто поднимается с теми, кто уже спускается с вершины. Неужели инструктора альплагеря в те времена так хорошо организовывали страховку, что мы её даже не замечали?

Скорее всего, дело опять в возрасте. Помню, что в те времена я непринуждённо задирал ногу на зацепку около своего носа и отжимался на этой ноге с помощью рук. Теперь мои суставы и растяжка не позволяют мне выполнить такой трюк, я делаю себе послабление и на 75 году позволяю в критических случаях использовать запрещённый приём – коленку в качестве точки опоры. Мне очень стыдно за себя, но я надеюсь, что меня никто не видит и, тем более, не осудит. Да к тому же техника скалолазания сильно изменилась, и профессионалы используют даже специальные приспособления (крюконоги), позволяющие в определённых ситуациях цепляться коленями за искусственные точки опоры.

На Медвежьей поляне мы ночевать не стали, потому что там нет воды, а встали на ночевку ещё часа через полтора подъёма на прекрасно подготовленных площадках для палаток, которые знатоки называли Нижними ночевками. Рядом с нами стояла команда Виктора Бурова, пришедшая раньше нас и собиравшаяся на следующий день сходить на Суфруджу по тому же маршруту, что и мы. Людмила Варжапетян со своей командой ушла ещё часа на два дальше наверх, как можно ближе к леднику на ночёвки, называемые то ли Собачьими, то ли Верхними. Всё это потому, что они хотели на следующий день пройти сравнительно сложный и длинный маршрут на Зуб Суфруджу: первое и сразу троечное восхождение в новом сезоне.

С Виктором Буровым и Вячеславом Балалиным мы договорились встать утром одновременно в 4 часа и выйти на маршрут в 5. Дальше каждая команда пойдёт в своём темпе: первая прокладывает маршрут, вторая идет по проложенной дороге в виде следов на снегу и по льду.

Утром Буров с Вячеславом, женой Ольгой, Ольгой Антиповой и Зинаидой Ленивковой побежали на гору ещё затемно. Я в эту ночь плохо спал и не выспался. Мы в темноте немного замешкались и вышли от ночевок попозже на полчаса. А ещё через минут 20 неожиданно начался дождь. Избалованные солнечной погодой мы не взяли из палатки с собой плащи и теперь испытывали явный дискомфорт под холодным душем. Потерпев дождь минут 5, и, видя, что он усиливается, мы повернули назад, но пока добрались до палаток, промокли насквозь. Я залез в палатку, скинул мокрую одежду и уснул под шум «тропического», но холодного ливня.

Через час, когда я проснулся, на улице светило солнце, одежда подсохла, снова всё было хорошо, но на гору выходить было поздно. С верха спустилась Ольга Бурова и рассказала, что их команда самый ливень переждала под защитой какой-то скалы и после окончания ливня побежала дальше на гору. Ольга ещё немного прошла за командой, но поняла, что ей всё это скорее не нужно, чем необходимо, и повернула вниз. Ещё она рассказала, что не каждый раз ездит с Виктором в горы потому, что ей бывает «лениво». Не исключено, что это очень правильная линия поведения в жизни: не надо заставлять себя работать через силу.

Две другие участницы команды Бурова – Ольга и Зинаида – были в отличной спортивной форме и вполне поспевали за мужиками. Причем Ольга, работая в своих родных Киришах корреспондентом на телевидении, поддерживает спортивную форму, гоняясь за новостями, по возможности горячими. А Зинаида, несмотря на свою инженерную работу без сумасшедших физических нагрузок, сохраняет спортивную форму, набранную в альпинистской и лыжной секциях Горного института, и благодаря природному здоровью. Ну и, как объяснил мне старший сын В. Баранов, работавший с ней в альпклубе «Штурм» в компании своих бывших тренеров – профессионалов А. Дубовикова, С. Шибаева и др., мастера умеют сохранять себя в форме независимо от обстоятельств.

Учитывая, что стихия в этот день в горах успокоилась, Владимир Иноземцев и Венера предложили использовать свободное время и подняться поближе к леднику, чтобы облегчить задачу восхождения на следующий день. Елена Грибанова и мы с Юрием Яковлевым с готовностью согласились, а ещё мы с Юрием договорились, что на новом месте ночёвки изменим технологию установки палатки, с которой очень намаялись накануне из-за сильного ветра, вырывавшего её прямо из рук.

Собрав вещички, мы пошли вверх по пропадающей в каменных россыпях тропе и часа через полтора догнали ушедшего вперёд Владимира, который объявил, что мы дошли до Собачьих ночёвок. Решили здесь остановиться, и Юрий сразу предложил опробовать предложенную им новую технологию установки палатки. Я высказал опасение о том, что вдруг Венера изменит решение о ночевке нашей команды в этом месте, потому что ещё рано – только середина дня. Вдруг она скажет, что надо идти дальше. Но Юрий с уверенностью заявил, что такого она сказать просто не сможет потому, что и так сильно устала от изнурительного подъёма по каменному хаосу.

Я согласился, и мы занялись освоением новой технологии установки палатки, после чего я забрался внутрь и заснул второй раз в этот день. А тем временем, пока я спал, мои опасения начали оправдываться. Венера, немного передохнув, начала интересоваться, где же стоит лагерь Людмилы Варжапетян, а потом решила сходить вверх на разведку. Они пошли с Еленой, и к моему пробуждению уже возвращались с известием о прекрасных местах и замечательной компании наверху около самого ледника, считая, что это и есть оптимальный вариант ночёвки перед восхождением.

Мы ещё раз потренировались с Юрием в технике работы с палаткой, и пошли все вместе на Верхние ночевки. Места действительно оказались удобными. Расстояние до ледника не больше 100 м. Туры, в основном козочки с козлятами, бегают вокруг, с любопытством рассматривая нас и наше снаряжение, чуть-ли не заглядывая в палатки.

Из рассказов мы узнали, что сегодня четверка Бурова: Виктор, Вячеслав, Зинаида и Ольга Антипова успешно взошли на Суфруджу, и завтра будут спускаться в Домбай все, кроме Зинаиды. Людмила Варжапетян ушла по троечному маршруту на Зуб Суфруджу вдвоём со Станиславом, который по причине своей молодости не утратил ещё спортивных амбиций, и полон желания использовать на скалах Зуба свой богатый опыт скалолазания, накопленный в многочисленных неофициальных восхождениях в Крыму. Нина с Лилией при этом остались отдохнуть на Верхних ночевках.

Мы решили на следующий день сходить на две вершины. Венера, Елена с Лилией и мы с Юрием идем на ледяную и длинную Суфруджу, а Владимир, Зинаида и Нина идут на более короткую, но сложную и скальную Заднюю (Малую) Белалакаю. Людмила со Станиславом, если даже обойдутся без холодной ночёвки и вернутся сегодня, будут отдыхать весь завтрашний день. Оставшийся вечер Юрий Яковлев, используя свои энциклопедические знания, разводил дискуссии по гуманитарным вопросам с Еленой, которая выучилась на филолога, знает несколько иностранных языков, имеет опыт работы фотокорреспондентом и даже синхронным переводчиком при встречах русских и иностранных деловых людей. В общем, у них нашлись интересные общие темы для обсуждения, а мы просто развесили уши и удивлялись остроте гуманитарных проблем.

Следующий день 31 июля стал для меня апофеозом всего сбора. В 7 часов 30 минут мы вышли из лагеря, через пять минут одели кошки и целый день бродили по снегам и ледникам до вершины и обратно. Вчерашний путь группы Бурова был виден только на глубоком снегу, где снег, хотя и оплавился, но не смог до конца замаскировать следы. В других местах путь пришлось выбирать самостоятельно, и это даже лучше, по крайней мере, интересней. Самыми резвыми среди нас были молодые Елена и Лилия, которые бегали вверх – вниз, выбирая наилучший маршрут.

В ключевом месте, когда, после неудачной попытки пройти по крутому льду через лабиринт трещин, Венера предложила мне идти на вторую попытку впереди группы, выбирая дорогу, я проникся ответственностью, благодарностью за доверие, и собрал все свои знания, опыт и интуицию, чтобы провести группу оптимальным путём. Слава Богу, всё получилось хорошо, а Лилия, шедшая за мной, подбадривала меня репликами, чтобы я не спешил и не горячился.

Погода к середине дня стала затуманиваться, и на вершине мы были в сплошном молоке, надеясь найти безопасный путь для спуска по своим следам. Путь вниз для меня опять оказался труднее подъёма, и опять компанию мне составил Юрий Яковлев, отказавшись бежать вниз вместе с быстроногими девчонками. Зато в 16 часов, когда мы подходили к палаткам, там уже стояли строем все участники и приветствовали нас поздравлениями с победой как на настоящем празднике. Мы со своей стороны поздравили с победой тройку, взошедшую на Заднюю Белалакаю.

К вечеру большинство участников отправились вниз в Домбай, а мы с Юрием и Венерой переночевали на Верхних ночёвках и спустились вниз на следующий день вместе с Людмилой и Станиславом. По дороге встретили Валерия Вексляра, возвращавшегося с прогулки к водопадам в верховьях Аманауза, и немного поплутали перед самым Домбаем в том месте, где тропу к вечеру маскирует разливающийся и клокочущий Аманауз.

Ещё один, последний выход наверх у нас не получился потому, что погода испортилась, и три дня шел дождь, не позволяя высунуться из палаток, не говоря уже о восхождении на вершины.

Зато 2 августа мы сердечно поздравили Владимира Иноземцева с 65-м днём рождения, попели от души старые бардовские песни, а я рассказал притчу о кувшине с трещинкой, которую узнал от Геннадия Сердитова, моего старого друга, альпиниста и поэта, работающего одним из топ-менеджеров судпромовской фирмы «Рубин» и организатором – общественником самодеятельности в родном институте «Военмех». Вот эта притча.

У одной женщины было два кувшина. Один целый, а другой – с трещинкой. Каждый день женщина вешала кувшины на коромысло и ходила за водой на речку. Она набирала два полных кувшина воды, но пока шла от речки до дома, кувшин с трещинкой оказывался заполненным только наполовину. Целый кувшин очень гордился своей работой, а кувшин с трещинкой страдал из-за своей неполноценности.

Через год кувшин с трещинкой не выдержал и обратился к хозяйке: «Мне так стыдно от того, что я выполняю свою работу только наполовину. Как мне жить дальше?»

«Не печалься, – сказала хозяйка, – обрати внимание, что с той стороны тропы, с которой я несу тебя по дороге к дому, растут пышные цветы. Это потому, что ты каждый день поливаешь их из своей трещинки. А в нашем доме благодаря этому всегда стоят в вазе красивые букеты».

Так же и у людей. Все мы разные. У каждого есть свои достоинства, свои особенности и «трещинки». Именно благодаря этим особенностям наша жизнь становится яркой и разнообразной. Спасибо Вам за то, что Вы есть, за то, что Вы такие, какие есть, за то, что Вы разные и этим украшаете нашу общую жизнь и судьбу. Давайте чаще встречаться и, по возможности, в горах!

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.