Альпинисты Северной Столицы  




Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

 

 

В последнее время Президент – Путин Владимир Владимирович – начал в своих выступлениях говорит о пассионарности… А что такое пассионарность…? Не многие понимают смысл этого слова…! Это рождающаяся наука…!!!

 

К 100-летию со дня рождения Лева  Николаевича  Гумилёва
(Эверест Льва Гумилева)

Лев  Николаевич  Гумилёв

 

Морозова ЕленаМорозова Елена – журналист, Самара.

По многочисленным статьям Интернета

 

Духовное  одиночество – это  подобие  ада; прорыв  к  читателю,  то   есть  к  его пониманию, – путь  через  чистилище.  Удовлетворение  сделанным – награда  за  труд большая, чем зарплата и гонорары.

Гумилёв Лев Николаевич.

 

Имя выдающегося, талантливейшего самобытного ученого, основателя новой дисциплины в наукеэтнологиилежащей на стыке нескольких отраслей знанийэтнографии, истории, географии, археологии, психологииЛ.Н. Гумилева хорошо известно историкам, но, тем не менее, мало известно широкому кругу читателей.  Трагическая судьба родителей, поэтов  Николая Гумилёва  и  Анны Ахматовой, задела черным крылом и их единственного сына.

Семейство

Он много лет провел в заключении, его труды не допускались до печатного станка. Тем не менее, то, что пробивало себе дорогу, становилось сразу библиографической редкостью. В последние 3-4 года начали издаваться уникальные работы Л.Н.Гумилева, которые десятки лет не допускались к печати. В библиотекахочередь за его книгами, публикации читатели заказывают для себя путем ксерокопирования... Журналы, научные периодические издания с его работами разбираются моментально. Великий ум, великий человек и жизнь, полная лишений, непонимания, гонений…

 

Лев Николаевич Гумилев с рожденья был неординарной личностью. Он родился в Царском Селе 01.10.1912. В детстве воспитывался у бабушки в имении Слепнево Тверской губернии. Уже в школе он оказался «белой вороной»был обвинен в «академическом кулачестве» за то, что он по своим знаниям и успехам выбивался из общего ряда. (И в будущем деятельность ученого из-за своей новизны и оригинальности поставит его в такое же положение). Последний класс средней школы Лев закончил в 1930 в Ленинграде. В 1930 году подал заявление в университет, но ему в приеме было отказано из-за социального происхождения. В том же году он поступает чернорабочим на службу в трамвайное управление города  «Пути и тока». Встает на учет в бирже труда, которая на следующий год направляет его работать в геологоразведочный институт. В 1931 году в составе геологической поисковой экспедиции работает в Саянах коллектором.

В 1932 году Л.Н. поступает научно-техническим сотрудником в экспедицию по изучению Памира. В университете, самостоятельно выучил и персидскую грамоту.

В 1933 он уже в Крымунаучно-технический сотрудник археологической экспедиции Г.А. Бонч-Осмоловского. Принимает участие в раскопе стоянки палеолита Аджи-Каба. Осенью возвращается в Ленинград и начинает работать в Геологическом институте научно-техническим сотрудником по камеральной обработке. В том же году начальник экспедиции Г.А. Бонч-Осмоловский арестован, а Л.Н. выдворен из Геологического института.

В 1934 он студент исторического факультета ЛГУ. И тут же первый арест, следственная тюрьма...

В 1935 – обращение А.А. Ахматовой к Сталину спасает Гумилева и арестованных вместе с ним студентов университета «из-за отсутствия состава преступления». Тем не менее, он исключен из университета. В это время он постоянно посещает Институт Востоковедения АН СССР, где самостоятельно изучает печатные источники по истории древних тюрков. В 1937 – восстановился в ЛГУ. Будучи студентом, выступил с докладом на тему «Удельно-лествичная система тюрков в VI-VIII веках».

В начале 1938 года Гумилев вновь арестован, будучи ещё студентом ЛГУ, и осужден на 5 лет. От звонка до звонка находился в Норильске, работал в медно-никелевой шахте.

Срок окончился в 1943, и он был оставлен там же без права выезда. В Норильлаге и после окончания срока в Норильске работал техником-геологом. В бараке жил по соседству с татарами и казахами и выучил татарский, казахскийтюркские языки. После окончания срока просился в Советскую Армию. Лишь спустя почти год ему удалось получить разрешение на это. В 1944 г. он на Первом Белорусском фронте в качестве рядового солдата на переднем крае дошел с боями до Берлина. Награжден  пятью медалями  СССР и грамотой.

Грамота. 1945 г.
Грамота. 1945 г.

В 1945 по общей демобилизации вернулся в Ленинград, восстановился студентом в ЛГУ и в начале 1946 года экстерном сдал 10 экзаменов и окончил университет. За это же время сдал все кандидатские экзамены и поступил в аспирантуру ЛО ИВАН СССР. Летом 1946 года, будучи аспирантом, принимает участие в археологической экспедиции М.И. Артамонова в Подолии (Винницкая обл.).

После ждановского доклада о журналах «Звезда» и «Ленинград» и постановления по этому поводу ЦК ВКП(б), в которых имя А.А. Ахматовой было облито черными красками, Л.Н. Гумилева исключили из аспирантуры с мотивировкой «в связи с несоответствием филологической подготовки избранной специальности» и уволили из аспирантуры.

В 1947 году поступает в Ленинградскую психотерапевтическую больницу библиотекарем и благодаря положительной характеристике больницы допускается к защите диссертации кандидата исторических наук при ЛГУ, которая состоялась 28 декабря 1948 года.

Весной 1948 года в качестве научного сотрудника участвует в археологической экспедиции под руководством С.И. Руденко на Алтае, на раскопе кургана «Пазырык». После защиты кандидатской диссертации был принят научным сотрудником в «Музей этнографии народов СССР».

7 ноября 1949 года снова арестован, без всякой мотивировки, осужден Особым совещанием на 10 лет и сослан в лагерь «Особого назначения» в Чурбай Нура около Караганды, откуда переведен в другой лагерь у Междуреченска под Омском, в Саянах, где в 1956 году был реабилитирован по причине «отсутствия события преступления».

В 1956 Л.Н. вернулся в Ленинград. Директор Эрмитажа М.И. Артамонов помог ему с работой, взял библиотекарем «на ставку беременных и больных». Работая здесь библиотекарем, завершил докторскую диссертацию «Древние тюрки» и защитил ее, где представил историческую карту расселения тюрков. В 1967 женился на художнице Наталье Викторовне Симоновской (1920-2004), взявшей в замужестве фамилию мужа – Гумилева1/.

Карта тюрков
Карта тюрков

После защиты докторской диссертации в 1961 г. Л.Н. Гумилева приглашает ректор ЛГУ А.Д. Александров на работу в Научно-исследовательский институт географии при ЛГУ, где он проработал по 1986 год, до выхода на пенсиюсперва научным работником, потомстаршим научным работником, перед выходом на пенсию его перевели в ведущие научные сотрудники. Кроме работы в НИИ он вел курс лекций в ЛГУ по «Народоведению». В 1974 защитил вторую докторскую диссертацию, на этот раз по географическим наукам, которую не утвердили по причине того, что «она выше докторской, поэтому и не докторская». Эта работа, известная под названием «Этногенез и биосфера Земли», спустя 15 лет, в 1989 году вышла отдельной книгой и была раскуплена в течение одного-двух дней со склада издательства ЛГУ.

С 1959 его труды начали печатать небольшими порциями. В этих условиях он окунулся в работу Российского географического общества (РГО). Через его сборники ему удалось выпустить в свет ряд своих работ, не допущенных в официальные научные периодические издания. После защиты второй докторской диссертации, основные положения которой публиковались в серии «Ландшафт и этнос» почти в каждом номере «Вестника Ленинградского университета», «научные» власти наложили вето на публикации Л.Н. Гумилева в этом научном журнале.

С женой в 70-х годах
С женой в 70 годах

Труды Л.Н. Гумилева издавались в узкопрофильных журналах, а книги мизерными тиражами, тем не менее, его работы были популярны среди ученых историков. Поэтому его часто приглашали для чтения докладов и лекций, чему «кураторы» советской исторической науки всячески стремились поставить преграду. Тем не менее, его коллеги смогли устроить ему поездку в Академгородок в Новосибирск с лекциями для ученых и студентов по истории, в МГУ, в университет Тарту в Эстонию по этногенезу, в Молодежный Центр АН СССР в Пущино и т.д.

По личным приглашениям он принял участие в Международных научных съездах, организованных по линии ЮНЕСКО по археологии, истории в Чехословакии (1966, Прага), Венгрии (Будапешт, по линии АН Венгрии) и т.д.

 

Скончался Л.Н. Гумилёв 15 июня 1992 в Санкт-Петербурге. Гражданская панихида состоялась в РГО 22.6.1992.

Гражданская панихида в РГО
Гражданская панихида в РГО

 Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Никольском кладбище Александро-Невской лавры
Музей квартира Гумилева

В 2003 году был открыт Музей-квартира Л.Н. Гумилёв Коломенская ул., 1/15.

Чтобы глубже понять личность самого Л.Н.Гумилева, необходимо разобраться в предмете, исследованию которого он посвятил всю свою жизнь. Так что же такое этносы, которые так подробно изучал Гумилев?

Гумилев доказал, что, во-первых, этносявление природы, во-вторых, наблюдаемое нами состояние этносане раз и навсегда данное, а одна из стадий длительного процесса этногенеза. Отсюда вытекает центральное положение теории этнических контактов: характер взаимодействия двух и более этнопроцессов определяется природными закономерностями, а не нашими представлениями о политической целесообразности, о том, что такое хорошо, что такое плохо. Проиллюстрируем это конкретными примерами.

Китай неоднократно пытался включить территорию Великой степи в состав своей империи. Два тысячелетия по границе Великой Китайской стены шла почти не прекращавшаяся война. Иногда степные этносы проигрывали и вынуждены были признавать над собой власть Китая, но при первой же возможности война возобновлялась. Показательно и то, что даже метизация (скрещивания двух пород) тюрко-монголов с китайцами не давала положительных результатов. 2000 лет колоссальных усилий – и нулевой результат, а ведь были в Китае и мудрые государственные деятели, и великие полководцы.

Совсем иначе сложились взаимоотношения степняков и русских. За короткий исторический срок, без кровопролитной войны (отдельные стычки не в счет) Великая степь почти вся вошла в состав России. Объяснить это только продуманной национальной политикой русского правительства и особенностями русского национального характера нельзя. При той же политике, те же русские люди, переправившись в Америку, с индейцами контакта установить не смогли. В Калифорнию мы попали раньше англичан, но все попытки договориться с индейцами закончились провалом. Почему? Да, наверное, потому же, почему не было контакта индейцев с англосаксами. Но те, в отличие от русских, перебили почти всех индейцев. Наши же предки на такой геноцид не пошли, они предпочли удалиться в те места, где контакт с местным населением был.

Больше ста лет ведутся дискуссии: изменяется ли биологический вид Homo sapiens или социальные закономерности полностью вытеснили механизм действия видообразующих факторов? Общей для человека и всех других живых существ является необходимость обмениваться со средой веществом и энергией, но отличается он от них тем, что почти все необходимые для него средства существования вынужден добывать трудом, взаимодействуя с природой не только как биологическое, но прежде всего как социальное существо. Условия и средства, производительные силы и соответствующие им производственные отношения непрерывно развиваются.

Однако социальные закономерности развития человечества не «отменяют» действия закономерностей биологических.

Как бы ни была развита техника, все необходимое для поддержания жизни люди получают из природы. Значит, они входят в трофическую цепь как верхнее, завершающее звено биоценоза населяемого ими региона. А коль скоро так, то они являются элементами структурно-системных целостностей, включающих в себя, наряду с людьми, доместикаты (домашние животные и культурные растения), ландшафты, как преобразованные человеком, так и девственные, богатства недр, взаимоотношения с соседямилибо дружеские, либо враждебные, ту или иную динамику социального развития, а также то или иное сочетание языков (от одного до нескольких) и элементов материальной и духовной культуры. Эту динамическую систему можно назвать этноценозом. Каждый процесс этногенеза оставляет на теле земной поверхности неизгладимые следы, благодаря которым возможно установление общего характера закономерностей этнической истории. И теперь, когда спасение природы от разрушительных антропогенных воздействий стало главной проблемой науки, необходимо уяснить, какие стороны деятельности человека были губительны для ландшафтов, вмещающих этносы. Ведь разрушение природы с гибельными последствиями для людейбеда не только нашего времени, и оно не всегда сопряжено с развитием культуры, а также с ростом населения.

Ставя вопрос о взаимодействии двух форм закономерного развития, необходимо условиться об аспекте. Речь может идти либо о развитии биосферы в связи с деятельностью человека, либо о развитии человечества в связи со становлением природной среды: биосферы и костного вещества, составляющего другие оболочки Земли: литосферу и тропосферу.

Природа Земли весьма разнообразна; человечество в отличие от прочих видов млекопитающих тоже разнообразно, ибо человек не имеет природного ареала, а распространен, начиная с верхнего палеолита, по всей суше планеты. Адаптивные способности человека на порядок больше, чем у прочих животных. Значит, в разных географических регионах и в разные эпохи люди и природные комплексы (ландшафты и геобиоценозы) взаимодействуют по-разному. Сам по себе этот вывод бесперспективен, так как калейдоскоп не поддается исследованию, но попробуем внести в проблему классификацию... и все будет по-иному. Между закономерностями природы и социальной формой движения материи существует постоянная корреляция. Но каков ее механизм и где точка соприкосновения природы и общества? А эта точка есть, иначе не возникло бы вопроса об охране природы от человека.

С.В. Калесник – Президент РГО – предложил разделить географию на экономическую и  физическую. Очень разумное деление. Природа творит то, чего мы творить не можем: горы и реки, леса и степи, новые виды животных и растений. А люди строят дома, сооружают машины, ваяют статуи и пишут трактаты. Природа этого делать не может.

Есть ли между творениями природы и человека принципиальная разница? Да! Элементы природы переходят в друг друга...

 «Этот камень рычал когда-то, этот плющ парил в облаках».

Природа живет вечно, набухая той энергией, которую получает от Солнца и звезд нашей Галактики и радиораспада в глубинах нашей планеты. Биосфера планеты Земля побеждает мировую энтропию путем биогенной миграции атомов, стремящихся к расширению. И наоборот, предметы, созданные человеком, могут или сохраняться, или разрушаться. Пирамиды стоят долго, Эйфелева башня так долго не простоит. Но не вечны ни те, ни другая. В этом принципиальная разница между биосферой и техносферой.

 

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Этнологияэто рождающаяся наука. Потребность в ней возникла лишь во второй половине XX в., когда выяснилось, что простое накопление этнографических собраний и наблюдений грозит тем, что наука, не ставящая проблем, превратится в бессмысленное коллекционерство. И вот возникли на наших глазах обществоведение и этнология. И это закономерно. Каждый человек одновременночлен социума и член этноса, а это далеко не одно и то же. Равным образом этнология как наука требует определения. Скажем пока так, что этнологияэто наука об импульсах поведения этнических коллективов, подобная этологии, науке о поведении животных. Импульсы могут быть сознательными и эмоциональными, диктоваться личной волей индивида, традицией, принудительным воздействием коллектива, влиянием внешней обстановки, географической среды и даже спонтанным развитием, поступательным ходом истории. Для того чтобы разобраться в столь сложном вопросе, нужна соответствующая методика.

Новая методика завоевывала признание медленно и неравномерно. Еще в 1633 г. Галилею пришлось отрекаться от того, что Земля вертится вокруг Солнца, причем его противники апеллировали к тому, что таких сведений в известной им литературе нет. География только в XIX в. избавилась от легенд об амазонках, волосатых людях, гигантских спрутах, топящих корабли, и прочей беллетристики, которую читатели, находившиеся на обывательском уровне, воспринимали буквально. Труднее всего было историкам, которые не могли ни поставить эксперимент, ни повторить наблюдение. Но тут пришел на выручку монистический подход, который позволил провести критику источника, как компаративную, так и внутреннюю. Благодаря многим кропотливым исследованиям были составлены кодексы бесспорных фактов с хронологическими привязками, а часть сомнительных сведений отвергнута. Это огромное богатство знаний может принести пользу лишь тогда, когда оно будет приложено к определенному объекту, будь то социальные общностиклассы, или политические целостностигосударства, или этносы, которые нас интересуют. В последнем случае факты истории превращаются в «информационный архив» и служат целям этнологии наряду с другими сведениями: географическими, биологическими, биофизическими и биохимическими, что при наличии творческого синтеза дает возможность трактовать этнологию как естественную науку, построенную на достаточном количестве достоверных наблюдений, зафиксированных во время накопления первичного материала.

 

Гумилев выдвинул Пассиона́рнаую тео́рию этногене́за, описывающую исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. 

Пассионарность – это мера потенциальных возможностей этноса, эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели, обратный инстинкту, определяющий способность к сверхнапряжению.

Сидя в камере, я увидел, как луч  света падает из окна на цементный пол. И тогда я сообразил, что пассионарностьэто энергия, такая же, как та, которую впитывают растения.

Человек, лишенный свободы, сидящей в камере, думал не о своей личной судьбе, а о судьбах человечества. Для истинного ученого застенки не преграда, ибо можно отнять у человека свободу, но не способность мыслить. Его теория,  гениальные идеи, обогнала свое время. Пассионарная теория этногенеза не встретила понимания и поддержки учёных ни в СССР, ни за пределами Советского Союза.

Это вовсе не значит, что нужно с порога отвергать чужое. Изучать иной опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт. «Конечно, можно попытаться «войти в круг цивилизованных народов», т.е. в чужой суперэтнос. Но, к сожалению, ничто не дается даром. Надо осознавать, что ценой интеграции России с Западной Европой в любом случае будет полный отказ от отечественных традиций и последующая ассимиляция».

В настоящий момент Пассионарную теорию этногенеза преподают в Высших Школах: России, Казахстана, Узбекистана, как одну из теорий развития этноса.

23 мая 1996 года по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева образован Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилёва (ЕНУ). Указом Президента от 5.07.2001 университету присвоен особый статус национального, «учитывая значительный вклад в формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и техники». Глубоко символично, что университету было присвоено имя выдающегося мыслителя, тюрколога и истинного евразийца – Льва Николаевича Гумилева. С 2000 года ЕНУ им. Л.Н. Гумилева считается вузом международного уровня.
 

 

Л.Н. Гумилев не дожил до всемирного признания своих работ. Но он взял свою высоту создал теорию, убрал «камни» с дороги для тех, кто пойдет следом за ним. Для тех, кто будет изучать его работы, и продолжать его исследования.

«Я не был одинок, был всегда со своей страной, своим народом… Я могу быть счастливым!». А последним призывом Гумилева было: «Ищите друзей! Объединяйтесь, чтобы не исчезнуть!».

2-3 октября 2012 г. в Санкт-Петербургском Университете прошла Международная научная конференция «Научное наследие Л.Н. Гумилёва: истоки, эволюция, проблемы восприятия». В конференции так же участвовали: Научно-образовательное культурологическое общество, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Русское географическое общество.

Конференция проходила в рамках Международного научного конгресса «Наследие Л.Н. Гумилёва и судьбы народов Евразии: история, современность, перспективы» к 100-летию со дня рождения Л.Н. Гумилёва.

 Прав был Морис Эрцор: у каждого в жизни свои Эвересты…


1/ 1 октября 2002 года на базе Евразийского Национального Университета им. Л.Н. Гумилева открыт Музей-кабинет Л.Н. Гумилева был открыт по инициативе ректора М.Ж. Жолдасбекова. Неоценимую помощь в открытии Музея-кабинета оказала и дала свое благословление жена выдающегося ученого – Наталья Викторовна Гумилева. 

 

    

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.