Альпинисты Северной Столицы

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

Памяти Владислава Терзеула

Заслуженный мастер спорта, мастер спорта международного класса. Удостоен звания «Одессит года» в 2000 году. Удостоен правительственных наград «За мужество» II и III степени, «За мужество» I степени (посмертно). Отмечен православной церковью «Орденом святого Владимира». Совершил восхождения на все 14 восьмитысячники мира без применения кислорода. Владислав Терзеул был настоящим героем. Это не пафос, просто иначе не скажешь. Он был героем в том смысле слова, как его понимали древние греки человеком, способным совершать и совершившим дела и поступки, превышающие возможности обычного, среднего человека. Все героическое в нем гармонично сочеталось: физическая сила, острый ум, благородство души и сила духа. У Славы был удивительно конструктивный подход к жизни. Если что-то не удавалось, он не отчаивался, а искал пути решения проблемы. А проблем хватало и в жизни и в альпинизме, но он просто любил горы и любил жизнь. Он многого достиг, он умел работать и зарабатывать, тренироваться и отдыхать, создал прекрасную семью...

Владислав был лидером во всем и душой компании. И еще он был альпинистом высотником экстра-класса, с уникальной работоспособностью и адаптацией к высоте. Он первый и пока единственный человек в СНГ, побывавший на вершинах всех высочайших гор Земли.

Его имя навсегда останется в истории украинского альпинизма.

Владислав Терзыул

Он сделал то, что другим не под силу

Памяти Терзыула Владислава

(1953 2004)

(Из сайта www.terzyul.info).

1993 г ., июль. Канченджанга.

Вадим Свириденко - МС, ЗТ Украины,

руководитель экспедиции.

«...главная черта, которую я могу выделить, — он был идеальным участником. Слава совершенно не создавал проблем, был исполнительным и не вступал в ненужные дискуссии».

«Его не надо было просить что-то сделать — пойти на разведку, снять веревки». «Кто везде, — Терзыул. Для себя я отметил его склонность к самоанализу». «Слава мне не говорил, что не хочет идти с кислородом, все время тащил баллоны, но ими не пользовался. Он вообще не гигант по телосложению, но переносил большие нагрузки и ни единого писка не издавал.

Видимо, у него было то, что не дано многим — у него великолепно работал дыхательный аппарат, вся сердечно-сосудистая система. Он никогда не жаловался на отсутствие аппетита или потерю веса, а это отражает способность человека не использовать кислород».

«Мы переживали, что Слава задержался — он спускался один с большим грузом. А Слава, придя в первый лагерь, нашел поломанную радиостанцию, которую все бросили и не пользовались, наладил её и вышел на связь.

Я говорю: ребята, смотрите, он же не радист, не инженер какой-то суперспециальности, просто нормальный парень и не сидит сложа руки — пришел, собрал, починил и как бы снял все претензии к себе из-за задержки на маршруте». «Тогда же у Терзыула проявилась хорошая черта — коммуникабельность.

Слава с легкостью влился в интернациональное альпинистское сообщество, со многими пересекался в дальнейших своих экспедициях».

1994 г ., июль, К 2 (Чогори) по пути Абруцкого.

Вадим Свириденко, МС, ЗТ Украины,

руководитель экспедиции.

«... трое не вернулись. Мы должны были узнать, что с ребятами». «Поняли, что только Терзыул и Горбенко могут идти». «Терзыул был в прекрасной форме, шел быстрее и на штурмовом участке присоединился к немцам, вместе с ними вышел к телам погибших, а потом и на вершину. Немцы сказали, что помогут закрепить тела на обратном пути, но оставили Терзыула самого хоронить ребят».

1995 г ., Броуд пик.

В. Терзыул: «До вершины оставалось 50 м , и уже вечерело. Я спросил у напарника:

—Что будем делать? Нам предстоит ночной спуск, возможны обморожения...

—Идем на вершину, — ответил пятидесятичетырехлетний Александр Власенко»...

А. Власенко: «Дальнейший спуск проходил в темноте при усилившемся ветре. Наконец-то мы вышли к месту, где должны были висеть веревки для спуска по очень крутому участку маршрута. И вдруг слышим голос Володи Альперина: «Сюда, я вас жду». Он вышел нам навстречу с фонарем и с термосом с горячим чаем.

Спасибо друзьям и особенно Славе Терзыулу за это восхождение».

1996 г ., июль, Гашербрум 2.

Международная экспедиция.

Владислав Терзыул: «В то лето гору штурмовало множество экспедиций, но она долго никого к себе не подпускала. У многих сдавали нервы, и в базовом лагере бушевали страсти. Мне предъявили претензии по поводу использования перильных веревок до второго лагеря и предложили за это платить. В ответ я предложил купить проторенные мной следы от второго до четвертого лагеря». «Я один на большой горе из всей нашей команды». «... Корейцы ходят за мной гуськом и выражают горячее желание видеть меня во главе своей штурмовой группы» (6 лет тому назад Терзыул спас их товарища на пике Коммунизма, спустив его на себе с 6400 м ). «Образуется смешанная интернациональная компания: корейцы, французы и я».

«Мы опять идем с Чоем в связке. В районе часа дня мы поднимаемся на вершину». «После этого сразу пошли успешные восхождения у всех экспедиций. Когда мы спускались, Вадим говорил по рации: «Тут такое творится — американцы ходят вокруг моей палатки, стучат камнями, говорят, Славик змей, пользовался нашими веревками, пусть только вернется, мы ему покажем...». «И вот мы идем через базовый лагерь. Я иду, эдак три метра ростом, прямо на американский лагерь. Я сейчас разберусь, кому и сколько я здесь должен. Выходят американцы. И самый молодой, резвый и наглый, Фабриццио, говорит первую фразу. Она меня убила сразу: «Славик, такой красивой работы я не видел!». Остальные американцы подхватывают: гуд, грейт, вандерфул! Хлопают меня по плечам, поздравляют».

1996 г ., октябрь ноябрь, Аннапурна. Польская экспедиция.

Владислав Терзыул: «На горе было так много снега, что идти обычным путем было безумием, нам пришлось проложить новый безопасный путь. Я был руководителем восхождения (не экспедиции), 90% маршрута прошел первым, остальное проложил напарник Анжей Марченяк. Это была эпопея! Мы два месяца жили на этой горе с ежедневной прокладкой маршрута в паре. Напряженнейшая работа... На пределе погодных условий 20.10 в 15.00 мы поднялись на 8091 м . Я долго искал следы украинской экспедиции с юга, как было бы здорово здесь обнять ребят! Но их не было. Как оказалось потом, они поднялись несколькими минутами позже. Непостижимо!».

1997 г ., Нанга Парбат.

В. Терзыул: «На пределе светового дня в паре с Сергеем Бершовым мы поднялись на вершину. Далее был тяжелый ночной спуск...».

В. Свириденко, МС, ЗТ: «Я лично считал, что в больших спортивных успехах Терзыула есть большие изъяны, и это серьезно. Как воспитанник советской школы альпинизма, где есть свои правила, в том числе такие неоспоримые, как поэтапность наращивания сложности восхождения, я старался следовать её традициям. Терзыул прекрасно сознавал, что у него другая жизненная ситуация, он не наработал всех этих многочисленных Кавказских маршрутов. Он лез на стены и старался лезть на уровне, но там он не мог проявить свои лучшие качества.

Бершов и Терзыул пошли вместе (на Нага — Парбат), очень хорошо и бережно друг к другу относились, они все делали правильно, прекрасно взошли. Восхождение было на равных — никто ни кого не ведет, они вместе шли, меняя друг друга. Для меня как тренера было очень важно, что Сережа Бершов потом сказал: пусть идет дальше, все нормально».

1999 г ., май, Эверест, СВ гребень.

Руководитель экспедиции - МС, ЗТ Украины В.К. Симоненко.

Из статьи главного тренера М.М. Горбенко. «4 мая к Эвересту вышла первая группа восходителей: В. Терзыул — руководитель, В. Копытко и В. Горбач. В 14 час. 7 мин. вершины достиг Владислав Терзыул. Спустя 4 минуты к нему присоединился Василий Копытко.

В 15.15 на спуске встретились с Горбачем, разрешили Володе подъем на вершину. Ждали его ниже, где не так дует ветер. В 17.25 Василий дождался Володю. Терзыул шел впереди, вырывая веревки из-под снега.

В 20.15 на связь вышел Горбач и сообщил, что плохо себя чувствует, не видит Василия. Терзыул ожидал ребят на перилах, ведущих к палатке, но через час решил, что ребята прошли низом, и начал спускаться к палатке. Там никого не оказалось... На следующий день в 7.30 Горбенко услышал короткое радиосообщение: «База, я Горбач». В 8 утра в подзорную трубу увидел, человека в районе 8400 м . Он поднимался?! Позже выяснилось, что это Терзыул поднялся на 8500 м , занес туда кислородный баллон, редуктор и маску, но никого не увидел. Он был смертельно уставший, потерял голос, но смог самостоятельно спускаться в Л 5. На помощь ребятам поднимались Ковалев, Свергун, Горюнов, Коваль. В 15.00 Сергей Ковалев на 8600 м нашел сидящего ослепшего Горбача. После 10 часов тяжелейшего спуска ребята спустили Горбача к палатке на 8300. Поиски Василия Копытко, которые проводил Леонтьев, не дали результата.

Несколько дней всей командой продолжали поиски пропавшего. Доктор Владимир Лебеденко боролся за жизнь Горбача.

2000 г ., сентябрь. Шиша Пангма.

Украинская национальная экспедиция.

Сергей Пугачев, МС: «Это была малобюджетная, скоростная экспедиция — очень короткая и быстрая акклиматизация, два выхода на маршрут. Мы сразу же набрали темп, потому что Слава должен был взойти еще на одну гору — Чо-ойю, что он потом с блеском и сделал. На Главную вершину мы не залезли, потому что просто не знали, что она есть. Все экспедиции идут на Центральную, и китайцы эту гору засчитывают и дают на неё сертификаты. Знали бы мы, что нужно ещё пройти по гребню, мы бы так и сделали, вышли бы пораньше».

2000 г., сентябрь. Чо-ойю.

Владислав Терзыул: «Остановился у поляков, старых знакомых. Напарников найти не удалось ни в базовом лагере, ни выше. Сезон был уже закончен, и я в одиночку в альпийском стиле за двое суток взошел на вершину. Из 2-го лагеря вышел в 1.00 ночи, на рассвете прошел мимо опустевшего 3-го лагеря, в полдень был на вершине, — холод, ветер, рядом Эверест...».

«С вершины спускался на лыжах. Конечно, среди этих бескрайних снежных просторов я чувствовал себя совершенно одиноким. Потом, уже спустившись, я узнал, что десятки биноклей были направлены на меня из базового лагеря и следили за каждым моим движением». «Конечно, я к этому готовился. Инструктор по горным лыжам, несколько сезонов работы на Кавказе, спуски со склонов пика Ленина и Эльбруса».

«...Мгновенная темнота сбила мою спесь, и я опять стал ростом 1 метр 78, даже ниже. Вдруг ловлю себя на том, что задыхаюсь, я потерял самоконтроль и зашел глубоко в кислородный долг. С трудом собираюсь внутренне и медленно выхожу из состояния карася, выброшенного на сушу».

«Последние три сотни метров лихо выписываю змейку, подъезжаю к восторженной публике.

Спрашивают: Был на вершине?

А как же.

За сколько спустился?

За 1 час 20 мин.

Силен!

Я опять выгибаю грудь и становлюсь три метра ростом».

2001 г., Манаслу. Национальная украинская экспедиция.

Руководитель В.К. Симоненко, МС, ЗТ Украины.

М. Горбенко: «С учетом реальной снежно-ледовой обстановки на ЮВ стене Манаслу было выражено мнение идти правее, по ЮВ ребру через Пинакль, по объективно безопасному, логичному, сложному и длинному маршруту. Когда оказалось, что обход Пинакля слева стал непреодолимой преградой, приняли решение идти справа Пинакля с выходом на плато 7500 м и далее по классическому пути. К тому времени все три группы собрались вместе. У большинства накопилась усталость, им пришлось сбрасывать высоту».

Продолжили восхождение: из первой группы В. Терзыул и более «свежие» С. Ковалев и В. Леонтьев. Они взошли на вершину.

2002 г ., Лхоцзе. Украинская экспедиция.

В. Терзыул - руководитель, В. Пестриков, В. Леонтьев.

Вадим Леонтьев, МС: «Снаряжение для промежуточных лагерей было поднято наверх самими восходителями. Использовали альпинистскую тактику — передвигались в связках, без установки стационарных перил, и не применяли искусственный кислород. Все трое участников поднялись на вершину. Несмотря на «компактность» экспедиции, в базовый лагерь была доставлена баня, работающая на двух паяльных лампах, которая вызывала всеобщий интерес и стала настоящим «хитом» среди более чем двух десятков экспедиций, базирующихся здесь. Конструкция бани была продумана и выполнена Славой так, что помещалась в рюкзак».

2002 г ., октябрь. Дхаулагири.

В экспедиции связка В. Терзыул В. Пестриков.

В. Пестриков, МС: ...«Мы только тем и занимались, что решали проблемы по мере их возникновения. В одном дневном переходе от базового лагеря наши носильщики бросили все экспедиционное снаряжение, продукты, Причина — глубокий снег. Пришлось самим вместе с нашим поваром — шерпой совершить несколько грузовых ходок через перевал на морену ледника Ченбордан. Неожиданно для нас 5-6 октября все экспедиции решили оставить гору без попытки штурма вершины. Причина — критическое состояние снежного покрова выше лагеря 3. Перед нами встала новая проблема: выше лагеря 3 пройти не обычным путем, а через длинный восточный гребень. 7 и 8 октября выпало около метра свежего снега. Даже в снегоступах временами по пояс в снегу мы поднимались из базового лагеря в первый. Пещеры наши были засыпаны и найдены с трудом. Холод и сильный ветер, особенно вблизи гребня и после выхода на него, были нашими главными врагами. 17 октября выйдя в темноте, мы к 15 часам поднялись на главную вершину. На спуске временами приходилось сознательно «подрезать» лавины перед собой, справа и слева. 20 октября спустились в базовый лагерь, где сиротливо стояли три наши палатки и терпеливо дожидался нас повар».

2003 г., июль, Хидден Пик. Украинская национальная
экспедиция
. Руководитель В
.К. Симоненко, МС, ЗТ Украины.

М.М. Горбенко, МС, ЗТ: «Во время обработки одного из участков в нижней части маршрута осколок льда попал Владислау в левую руку, в результате — открытая рана. Потом уже дома, в Одессе, выяснилось, что это был перелом. Но в тот момент травма не казалась Терзыулу серьезной и он после отдыха продолжил восхождение. Но гора не спешила подпускать к себе. Во время следующего акклиматизационного выхода был смертельно ранен в голову Володя Пестриков, а Сергей Ковалев получил сотрясение мозга. Нелегко было принять решение продолжить восхождение. Команда посвятила его памяти Владимира Пестрикова. Взошли на вершину Владислав Тер-зыул, Николай Горюнов и Сергей Пугачев».

2004 г., май. Макалу, Западное ребро.

Из отчета о восхождении сборной команды Казахстана:

«Владислав Терзыул присоединился к экспедиции Казахстана. Работал вместе с командой по обработке маршрута. 17 мая на штурм вышла связка Терзыул — Сегер (США), которая наблюдалась в 17.00 — 18.30 в разрывах облаков на горизонтальном траверсе под вершиной, далее вершину накрыло облаками. 18 мая Терзыул на связь не выходил. В 9.20 — 10.00 наблюдали за Джеем Сегером, который спускался после холодной ночевки в районе вершины.

20 мая, 9.48 В. Пивцов и М.Жумаев взошли на вершину Макалу. Они обнаружили на вершине вешку Терзыула с Тибетским флажком и пустой файл, в котором Владислав хранил вымпел альпклуба «Одесса»». На пути к вершине они видели еще три такие же вешки и веревку, принадлежащую Терзыулу, закрепленную на крутом скальном участке на 8400 м . Это свидетельствует о том, что Терзыул достиг вершины и поднимаясь первым обрабатывал маршрут для партнера и для спуска. На спуске с вершины обнаружено тело Д. Сегера».

Ігор Чаплинський, МС, Київ: «Я завжди Славі говорив, і я не соромлюся цього: «Рівного Славі немає». Він був альпініст-висотник від Бога. В нього все було для цього — сила волі, страшна причому, і були фізичні функціональні дані. От і міг він робити те, чого не могли інші: вмирати, а йти це основне.

Я на 100% переконаний, що всі альпіністи найвищого ґатунку це люди, якім необхідно отримувати певну кількість адреналіну. Вони просто по-іншому не можуть, не можуть не ходити в гори. Хтось повинен написати картину, хтось виплекати генія, хтось прославити свою землю.

А Слава прийшов в гори, в висотний альпінізм, оскільки йому треба було себе реалізувати. Далі почалась потреба в нарощуванні цих емоцій, в збільшенні їх в якісно-кількісному співвідношенні. І раптом ти розумієш, що стаєш професіоналом в достатньо вузькому колі людей, які можуть поцінувати і сказати: «Терзиул — це круто».

Слава пішов на штурм вершини Макалу, знаючи, що його чекає нічний спуск або холодна ночівля, пішов свідомо. На спуску сталось щось таке, чого він не передбачив. Пішов молодим і красивим, усміхненим. Пішов сам, один, нікого не завантажуючи своїми проблемами і клопотами».

Сергей Ковалев, МСМК, г. Донецк: «Первое, что меня поразило в Славе, — это его необычайная энергетика. Он был самым ярким и активным участником одной из первых одесских гималайских экспедиций начала 90-х.

...Когда мы начали бегать на Эльбрус, сначала от станции Мир до бочек, выигрывали бегуны, а выше, от бочек до седловины, Слава вырвался вперед и уже никому не уступал тропу. Мне больше всего врезалось в память, что такой дядька, неспортивный с виду, может на турнике 25 раз подтянуться. Слава был феноменом, и в горах ходил уникально: одинаково медленно — и на 5000 м , но в том же темпе и на 8000 м , где ты попросту падаешь.

На Манаслу сложилась ситуация, когда после безуспешной попытки группы Терзыула обойти Пинакль слева Слава спускается в лагерь 7800 абсолютно больной. За следующие 4 дня работы на маршруте он выздоровел! Ведь на такой высоте не восстанавливаются, только умирают! Слава продолжал восхождение по классике, пройдя бесконечный, длиннющий траверс километров 15 на высоте 7800 м . Это для меня было просто шок. На следующий день дернулись на вершину. Слава двигался медленней, чем обычно. Но он шел. И не просто говорил, что надо идти, — он показывал направление. Из-за непогоды пришлось вернуться в палатку. Когда утром проснулись, погода установилась, и вершина оказалась рядом. И мы вышли на неё прямо по вчерашним вешкам. Слава был идеальным высотником альпинистом — он чувствовал направление, состояние снега, еще что-то там... Эти все параметры, которые нужны для высотного альпинизма, были внутри него. Высота была для него естественной средой, он чувствовал себя там, как рыба в воде...».

В. Альперин, МС, Г. Одесса: «Слава Терзыул буквально ворвался в 1991 году в команду альпклуба «Одесса», сразу же проявив неординарность натуры, физическую силу, смелость и решительность в достижении цели. Ему вечно не хватало адреналина, даже в горах. С пика Четырех съехал на обычной доске, так как лыжи с собой не привез.

Осенью в первой Гималайской экспедиции я понял, что если Слава «взял след» на вершину, его не остановит ничто! Только с его огромной волей, силой и неустрашимостью, фанатичной целеустремленностью и решительностью, уверенностью в себе и своих друзьях можно всего за 12 лет с 15 попыток сходить на все 14 восьмитысячников без кислорода.

Слава был удивительно разносторонним человеком: увлечение горными лыжами от инструкторства до спуска с восьмитысячника, в альпинизме от скальных гор Крыма, ледовых маршрутов Безенги до первопрохождений в Гималаях и Каракоруме. Фото и видеосъемка на восхождениях и монтаж прекрасных фильмов. Домашние аквариумы и террариумы с многочисленными «хитрушками» собственного изобретения. А коврики из веревочных образцов!

Большой жизнелюб, он везде находил и устраивал «праздники жизни», главное он умел их планировать и готовить. О «Терзыуловских банях» на высотах более 4 тысяч метров ходят легенды.

Верный друг, прекрасный товарищ! Слава заботился о семье погибшего Вани Попова, как о своих родных. Он помогал также семьям Васи Копытко, Леши Харалдина и многим другим. Многим молодым ребятам из «Высоты» он помог «встать на ноги», стать специалистами, дал возможность проявить себя как инструктор, многих поставил на лыжи, многих научил жизни в горах.

Очень тяжело говорить о Славе: «Был», но какое счастье, что он в нашей жизни БЫЛ!»

Руслан Бешляга, бригадир ООО «Высотник», г. Южный:

«Я начал работать в бригаде высотников и понял, что можно заработать неплохие деньги честным путем. И работа мне сразу понравилась — разнообразная, творческая. Может быть, благодаря Славе: он был настоящим лидером — мог заставить работать и заразить своим энтузиазмом других. Слава видел, как можно обработать сложные поверхности, как туда залезть и выполнить работу, чтоб при этом ничего не случилось, Если встречался какой-то сложный объект, Слава сам надевал снаряжение и лез работать. И это качество он привил мне — сначала попробуй сделать сам, а потом требуй от других.

Мы выполняли множество видов высотных работ: монтаж/демонтаж оборудования, строительные работы, зачистка трюмов, обработка фасадов, тепло- и гидроизоляция — практически все, на что был заказ. Мы были хороши тем, что мобильны, а быстрота и качество были нашим коньком.

Вообще он относился к нам как к команде, лидером которой был сам. Если человек болеет, значит его надо приобщить к здоровому образу жизни. Бассейн, сауна, поездки на Южный Буг. В Карпаты — за счет фирмы. Фирма давала кредиты на жилье, мебель. Он настоял, чтобы я учился в строительном институте, фирма оплачивает мне учебу. Он направлял сотрудников на семинары, на бухгалтерские курсы. У него всегда было много идей в бизнесе, и многие из них он сумел воплотить.

Мы стали вкладывать деньги в оборудование, цеха, машины, компрессоры, автокран. Офис «Высотника» отремонтировал по европейским стандартам. В подвале оборудовал тренажерный зал и скалолазный стенд. Планировал кафе, фотостудию, горнолыжную базу с искусственно надуваемым снегом. Слава сам зарабатывал себе на жизнь и его фирма давала средства к существованию многим людям».

В. Лебеденко, врач сборной команды Украины по альпинизму: «Со Славой у нас была дружба, которая возникла уже в зрелом возрасте. Я был доктором национальной экспедиции на Эверест в 1999 г . Участники команды — люди с уже сложившимся мировоззрением. У Славы сначала было определенное недоверие к моим рекомендациям. Oh от природы физически здоровый, поэтому отказывался принимать витамины, микроэлементы, биодобавки. Потом посмотрел, что ребята идут не хуже, сказал: давай и я буду пробовать...

Данные медицинской карты обследования Терзыула, такие как мозговой кровоток и пр., говорят о хороших компенсационных свойствах организма.

У Славы в организме анаболитические процессы были построены таким образом, что запасной путь — анаэробной глюкозы, был высоко развит. На высотах выше 6000 м он чувствовал себя лучше других, т.к. включались его резервные механизмы. У него было три любимых продукта — сало, мед с орехами и коньяк. На высоте в палатке, когда у всех болит голова, чай с ложкой коньяка оказывал целебное воздействие. Из оздоровительных процедур Слава любил баню. Но утверждать, что это один из методов тренировки, нельзя, релаксации — да, в плане подготовки к высоте — вряд ли. Он сам прекрасно знал возможности своего организма и мог дозировать и распределять нагрузки.

Но главное, что у Славы было, — это колоссальная сила воли. Этого у него было больше, чем у других людей, которые по своим физическим данным не уступали ему, а некоторые превосходили. Но то, как он мог заставить свои мышцы, свое тело работать, идти вперед, а не отступать назад, не каждому дано».

Юля Рябчук (Терзыул), г. Одесса. «С самого глубокого детства я помню, как мои подруги восхищались, что мой папа никогда не лежит на диване. Он всегда вел активную жизнь и нас с младшей сестрой приобщал к своим увлечениям. Вместе с альпклубом мы часто выезжали на Южный Буг на скалы... Лет с семи он поставил меня на горные лыжи, и мы с ним почти каждый год ездили в Карпаты или на Кавказ. Когда я поступила в Одесский университет, я жила в общежитии, потом появилась своя квартира, семья, родился сын Димка.

Папа не показывал своих чувств, был скуп на похвалы, но когда ты ее заслуживал, это действительно становилась событием.

Непал, 1998 г ., папа в экспедиции на Пумори и Ама-Даблам. А меня он отправил в трек в тот же район посмотреть Гималаи. Мы встретились. На следующий день вдвоем поднялись на какой-то холм 5400 м и спустились в БЛ Эвереста. Подошли к испанской экспедиции, я переводила беседы (я только начала его изучать).

— Вы тоже альпинистка? — спрашивают, а папа: «Это моя дочка, она знает еще и немецкий, английский».

Пошли к японской экспедиции. М. Горбенко с ребятами говорили по-русски, я переводила на английский, а переводчик-японец — на японский. На меня нашло вдохновение, и весь остаток дня мы продолжали активно общаться.

Я не могу утверждать, что у нас дома был патриархат, но папино слово было решающим. Хозяйством занималась мама, мы ей помогали. Папа был очень занятым человеком — работа, горы, фильмы, встречи с друзьями, тренировки.

Но при всей занятости папа занимался домом, просто он был так устроен, что во все вкладывал душу. У нас в квартире две стены завешены ковриками из веревок вместе с фотографиями гор. У нас есть также коврики с каждого восьмитысячника, даже с Макалу, — он успел нарезать веревки во время выходов. Мебель у нас в квартире тоже сделана по его эскизам. Дом на даче очень необычный — одна стена полностью выложена натуральным камнем. Соседи смеялись — Слава здесь тренируется.

Мы всегда знали, что несколько месяцев в году его не будет дома — Крым, Кавказ, Гималаи.

Одевался он всегда по-спортивному. Традиционный костюм мы ему купили пару лет назад, и то потому, что его стали часто куда-то приглашать. И звания ему стали присваивать, когда уже невозможно было не увидеть, что он состоялся. Но для папы всегда были более важны общечеловеческие ценности...»

Послесловие Клоковой А.И.

«Вячеслав Терзыул обладал альпинистскими навыками (техникой, особенно тактикой) разных школ: устоявшейся отечественной и развивавшейся современной зарубежной. Его природные данные легко адаптироваться к высоте позволяли смело вступать с природой в единоборство.

И это приносило ему удовольствие («...теперь я невероятно силен и три метра ростом»).

Он не раз поднимался в одиночку на отдельных участках маршрута на восьмитысячной высоте или обрабатывал путь, навешивая перила без партнера по связке. Совершил сольное восхождение на Чо-Ойю и спуск с вершины на лыжах.

Одиночные подъемы не были самоцелью, просто не всегда складывалось так, что при восхождении на восьмитысячник у Славы был напарник равный ему как высотник.

Такие как Василий Копытко, Владимир Пестриков. Малые и большие соло мог позволить себе человек, достигший высокого уровня мастерства, смелости, силы воли.

Восхождение на восьмитысячники без кислорода не только его спортивный принцип, но и доказательство достижения им нового витка возможностей человеческого организма.

Тем и велик Вячеслав Терзыул, как высотник, что он продолжил и раздвинул достижения альпинистов-высотников мира Райнхольда Месснера, Анатолия Букреева и др.

Слава от восхождения к восхождению на восьмитысячники учился (программировал себя) преодолевать кислородное голодание, оказываемое на мозг. Учился умению адекватно реагировать на сложные непредвиденные обстоятельства восхождения, предупреждать каждый опасный свой шаг движения («с трудом собираюсь внутренне и медленно выхожу из состояния карася, выброшенного на сушу»). Но в этот раз Макалу оказалась сильнее его».

Г. Дзись. «Таким он парнем был...»

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.