Альпинисты Северной Столицы




Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

 

 Энциклопедия альпиниста 

Архив рассылок сайта Альпинисты Северной столицы
 Выпуск 9. 11 февраля 2003 года

 Альпинисты Северной столицы
 
Наши достижения
 
Каталог ссылок
Подписаться на рассылку
Персоналии
Творчество
Альпинистский юмор и фольклор
Для спонсоров и рекламодателей
Наша команда
  Добрый час!

Предлагаем Вашему вниманию сокращенный вариант очередной статьи, которая сегодня опубликована на нашем сайте. Полностью её можно прочитать здесь.

Благодарим авторов, которые предоставляют нам материалы для публикации.

Пишите нам. admin@alpklubspb.ru

---------------------------------------------------------------------------------

ЕСЛИ СНОВА БУРАН:

 

Эдгар Эмильевич Линчевский - МС СССР по горному туризму

 

О трагедии в горах в 1975 году:  

Об авторе:
Линчевский Эдгар Эмильевич родился в 1935 году в Ленинграде. В 1958 году окончил 1-ый Ленинградский медицинский институт им. акад. И.П. Павлова. Основная профессия - врач-психиатр. С 1972 года - кандидат медицинских наук. С того же времени активно занимался педагогической работой, совмещая ее с лечебной практикой до 1989 года, когда был принят на работу в Северо-Западный филиал Института повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций. С 1991 по 1999 год - доцент кафедры управления Высшей административной школы правительства Санкт-Петербурга, а с 1999 г. по настоящее время - доцент кафедры менеджмента Балтийского государственного технического университета 'ВОЕНМЕХ'. Горным туризмом занимается с 1961 года. Совершал горные путешествия в районах Западного и Центрального Кавказа, Северного и Центрального Тянь-Шаня, Памира, Памиро-Алая (включая Фанские горы). С 1975 года инструктор горного, лыжного и пешего туризма, а в 1978 году получил звание Мастер спорта СССР по туризму. Автор ряда книг и статей, посвященных проблемам прикладной психологии. Среди них: 'Психологический климат туристской группы', М.: ФиС, 1981; Глава 'Морально-психологическая подготовка' в кн.: Школа альпинизма. Начальная подготовка/Сост. П.П.Захаров, Т.В. Степенко. М.: ФиС, 1989, с.222-244. С 1979 по 1984 год вел 'Педагогический практикум' (с 1983 года - 'Неожиданная ситуация') в журнале 'Турист'.

'Несмотря на мелкий моросящий дождь: у всех было прекрасное настроение. Шли легко, уверенно, не мешали и тяжелые рюкзаки, заполненные теплыми вещами и продуктами'.

Так в одной из газет говорилось о начале этого дня, 10 сентября 1975 года, окончившегося трагедией, послужившей потом поводом для ряда публикаций в прессе и составившей основу сюжета художественного фильма 'Штормовое предупреждение'.

Когда группа вышла на альпийские луга, внезапно налетел ураганный ветер со снежной крупой. Видимость исчезла. Идти дальше было невозможно, укрыться негде, и инструктора (их было двое) решили спускаться под защиту леса. По-прямой до него было около полукилометра. И огромная группа (51 человек!) сошла с тропы и устремилась вниз. Спуск оказался нелегким. Путь преграждали глубокие балки, идущие в разные стороны. Группа оказалась разорванной. Кто-то бросил рюкзак и побежал. У него нашлись последователи. В лес группа спустилась мелкими партиями. Туристы перекликались, слышали друг друга, но собраться вместе не смогли: их разделял ручей с крутыми берегами. Продрогшие, промокшие насквозь люди теряли над собой контроль. Одни безвольно прекращали борьбу. Другие в стремлении сохранить свою жизнь утрачивали человеческий облик: бросали отстающих без помощи, отталкивали слабых от костра, когда его удалось развести. Семеро наиболее крепких, оснащенные лучше других, ушли, покинув группу в бедственном положении. Они выжили, тогда, как часть оставленных ими товарищей погибла.

Что же стало причиной трагедии? Автор одной из статей (В.Шварц) и поддержавшие его читатели связывали случившееся, прежде всего с личными качествами туристов, с их низкими моральными нормами, отсутствием чувства ответственности за тех, кто рядом. Спору нет. Эта история не закончилась бы так печально, будь на месте ее участников люди с более крепкой нравственной закалкой. Однако, маловероятно, что такая многочисленная группа столь сильно отличалась от остальных групп, прошедших этим и аналогичными маршрутами. Ведь шли же они сначала легко, дружно и весело. И не будь бурана, прошли бы, как ни в чем не бывало. И перед расставанием грустили бы, как и все, и пели, что 'окончен поход без единого трупа'.

Если бы не буран: Так может быть он и только он единственный виновник деморализации и гибели людей? Ведь история альпинизма и туризма знает случаи, когда не выдерживали противоборства со стихией и погибали группы, моральные качества членов которых были вне всяких сомнений.

Конечно, бывают такие стихийные бедствия, которые намного превосходят резервы человеческих сил - и духовных, и физических - землетрясение, сель, лавина, наводнение. Но в нашем-то случае речь идет всего лишь о непогоде. (На тропе, невдалеке от леса!) Ей люди могли и должны были противостоять. Для этого требовалось лишь одно: объединить усилия, действовать организованно. Вот тут мы и подходим к главной причине несчастья. Группа, о которой идет речь, (как и все другие, становившиеся жертвами стихии), оказалась перед катастрофой в результате разобщения, утраты единства действия в сложной ситуации. А деморализация наступила позже, когда каждый сам по себе, в одиночку или небольшими случайными группами пытался бороться и видел, что не справляется. Безусловно, поведение и судьба человека перед лицом катастрофы в огромной степени зависят от его опыта и морального состояния. Но, повторяю, не моральные дефекты приводят к катастрофе. В устойчивой сплоченной группе тоже могут быть трусы и паникеры. Но об этом никто не узнает, быть может, и они сами. В устойчивой организованной группе они побоятся бежать, не побросают рюкзаки. Их остановит возможное осуждение группы. С такой группой им самим спокойнее, надежнее.

Так что же делает группу устойчивой, организованной? Как обеспечить единство ее действия?

В нормальных условиях оно возникает как бы само собой, и это создает опасную иллюзию, что так должно быть и будет всегда. Корень заблуждения состоит в широко распространенном мнении, разделяемом и В. Шварцом, что собравшиеся вместе случайные люди представляют собой коллектив, в котором 'естественно должны возникнуть свои законы'. В действительности, группу туристов, съехавшихся по путевкам из разных мест или собравшихся по объявлениям в клубе, от настоящего коллектива отличают две важных особенности.

Прежде всего, это отсутствие единой общественно значимой цели, которой были бы подчинены личные цели и интересы каждого участника. Пока все идет благополучно, не возникает столкновения и противоречия интересов. Стремления и усилия участников совпадают, складываются вместе. Не редкость тут и поддержка сильными слабых, взаимопомощь, проявление внимания и чуткости друг к другу. Но объединение это случайное, непрочное. Нет в нем единого связующего звена. Ничто не мешает людям продолжать действовать в своих личных интересах и тогда, когда эти интересы начну расходиться и тем более сталкиваться. Значит, достаточно возникнуть разногласиям - жди разброда.

Другая особенность туристской группы - кратковременность ее существования. Незнакомые дотоле или недостаточно знающие друг друга люди объединяются на срок путешествия, после чего они снова не зависят друг от друга. В подобных условиях человек обычно не слишком заботится о том, какое он производит впечатление на окружающих. Люди в походе ведут себя наиболее естественно, раскрываются гораздо свободнее и полнее, чем, скажем, в служебном общении. На работе, в кругу 'полезных' знакомых каждый поступок, каждое высказывание может иметь существенное значение для человека. Там важно составить о себе положительное впечатление, продемонстрировать приверженность общепринятым нормам морали и поведения. И тот, кто в душе эти нормы не разделяет, надевает маску. В походе же можно от нее отдохнуть, расслабиться.

Чем более чужды человеку 'общие' нормы, тем с большим раздражением встречает он призыв следовать этим нормам в ситуации, когда их можно игнорировать и это не сулит ему никаких неприятностей. Так, в наши дни вряд ли найдется человек, который не ратовал бы на словах за бережное отношение к природе. Так кто же тогда захламляет леса, оставляет неприбранные стоянки, непотушенные костры? А как реагируют в лесу на замечания посторонних лиц иные потребители даров природы? Выходит, ожидания, что каждый человек в походных условиях будет придерживаться распространенных норм морали и поведения, могут и не оправдаться.

Избежать разброда, добиться от каждого, кто отправляется в лес или в горы, самоограничения и подчинения общепринятым нормам поведения удастся лишь при условии, что все туристы осознают необходимость сохранения единства действия, поймут, что без него не может быть даже частичного удовлетворения чьих-либо интересов.

Но нельзя ждать, пока все, кто собирается путешествовать, освоят эту простую, но, увы, не общеизвестную истину. На долю тех, кто так или иначе имеет дело с туристами, выпадает задача позаботиться, чтобы у участников путешествия еще до его начала возникла сознательная внутренняя установка на сплоченность, на сохранение единства действия в любой обстановке. Во время путешествия эта установка должна укрепиться и превратиться из сознательной в автоматическую.

Однако для того, чтобы возникла настоящая сплоченность, одного лишь желания участников мало. Для этого требуется ряд дополнительных условий.

Продолжение здесь

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.