Альпинисты Северной Столицы

Подробнее:
Общие положения.
Требования к участникам.
ПОЛОЖЕНИЕ об Открытом Чемпионате по альпинизму в честь 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга
С уважением, искренне ваш -
Председатель Клуба альпинистов 'Санкт-Петербург',
Главный редактор Издательства 'Альпинисты Северной столицы'

Герман Андреев

Предлагаем Вашему вниманию новые материалы опубликованные на нашем сайте.
Благодарим авторов, присылающих нам свои статьи, фотографии, рисунки
Пройдут тобой не пройденный маршрут:
Фрагменты документальной повести

Выслушав много справедливой критики в адрес моей 'Летописи одного турпохода', о том, что интересна она лишь тем, 'кто там был', я подготовил эту версию. Убрав многие подробности, я постарался оставить главное, сгусток. Ключевой принцип остался прежним: никаких художественных вымыслов. Полная версия размещена на http://www.proza.ru:8004/texts/2002/03/18-90.html

б.сибиряк

Семнадцать человек в вылинявших штормовках, с рюкзаками, в которых уже почти не оставалось провизии, остановились и замерли, поражённые открывшейся картиной. Мощная река с наклонным руслом и крутыми, высокими берегами, похожими на каньоны, стремительно несла свои воды на восток.

Чебдар:

Постояв на краю обрыва, усталые туристы спустились к устью реки, по берегам которой пробирались последние два дня. Студенты Новосибирского электротехнического института отправились в этот поход по Горному Алтаю ровно две недели назад.

Приток впадал в большую реку, не делая изгиба, изображённого на схеме.

- На Караган выскочили? - озадаченно пробормотал руководитель группы сорокалетний Александр Михайлович Филиппов, вытирая ладонью пот с обширных залысин на голове.

Река Караган, однако, впадает в Чебдар значительно ниже, следовательно, находимся мы всё-таки около устья реки Самурлу.

В любом случае, по ущелью надо двигаться вниз, а для этого требуется пересечь либо большую реку, либо малую. Решили переправляться через большую, так как на её противоположном берегу виднелась хорошая поляна для обеда.

Три человека со страховкой пересекают Чебдар, затем двое разводят костёр, а третий налаживает навесную переправу. Потратив на неё около двух часов, достаём остатки продуктов для обеда.

И тут подходит один из самых опытных участников нашего путешествия, обычно невозмутимый, Андрей Изотов, успевший сходить на разведку, и ликующе сообщает:

- Там дальше изба, конная тропа и цивильные мосты!

Это неожиданное известие вызывает взрыв восторга. Конная тропа от избы обязательно выведет нас в населёнку!

Ура!!! Конная тропа!!! Никаких буреломов и прижимов! Поход окончен!!!

Мы сидим и бурно обсуждаем события, предшествовавшие нашему приходу на эту превосходную поляну. Что и говорить, необычное путешествие у нас получилось! Кроме того, боялись опоздать к контрольному сроку, а теперь всё-таки успеваем!

Спелеологи зовут меня осенью в пещеры.

- И я с вами! И я с вами! - кричит Верка Хвоина, полная, энергичная девушка. С ней мы учимся в одной группе на втором курсе самолётостроительного факультета.

Восторг, охвативший нас, не даёт спокойно пообедать. Скоро будем дома!!!

Но сколько же приключений испытали мы за эти две недели!

К начальной точке маршрута - алтайскому селу Чемал, мы добрались 6 мая 1978 года к вечеру. Во время почти часовой стоянки автобуса в Горно-Алтайске посетили контрольно-спасательную службу. Наш выход был зарегистрирован весьма неохотно. Бородатый, худой 'каэсэшник' Сухов вяло разъяснял, что в нынешнее межсезонье среди туристов в районе уже есть два трупа. Однако желанная отметка в маршрутной книжке была всё-таки получена, ведь мы не просто путешественники. Из нас готовят инструкторов туризма.

Чтобы понять, почему мы так любим путешествовать по горам, надо хотя бы раз сходить самому. Настоящий спортивный туризм - это сильное, радостное ощущение жизни! А нас к тому же ведёт опытный спортсмен, кандидат в мастера спорта по пешеходному туризму.

Филиппов невысок ростом, но очень коренаст, широкой кости. С ним я ходил в ноябре в лыжный поход. Александр Михайлович ещё и кандидат в мастера спорта по классической борьбе, преподаватель спорткафедры НЭТИ. Мужик весёлый, постоянно шутит.

А межсезонье в этот год на Алтае выдалось непогодное, обильное водой, заснеженное.

Уже на второй день похода начались ошибки ориентирования, и в результате сразу же произошла полудневная задержка на совершенно простом участке. Через день проскочили поворот на перевал Сайгонош и потеряли ещё двое суток, потому что на следующий день за границей леса попали в так называемую белую мглу.

Белая мгла. С этим явлением я столкнулся впервые:

Пообедав 11 мая, вблизи от границы леса, мы вдруг почувствовали, что становится всё прохладнее, неожиданно появляется туман. То тут, то там виднеются островки снега. Идём дальше, туман сгущается. Вот уже идём по снегу.

Белый снег и белый туман тем временем начинают сливаться. Видно лишь несколько человек сзади и столько же спереди. Наступаем на ямки, не видимые глазу, но хорошо ощутимые. Вот что-то просматривается впереди и, как будто, далеко. Делаешь два шага и оказывается, что это - камень, причём рядом.

Теряется ощущение времени-пространства. Кажется, долго ещё движемся по белой мгле, пока не замечаем, а вернее сказать, не ощущаем, что слева от нас - снежный обрыв.

Руководитель достаёт верёвку. Андрей Изотов на страховке несуетливо подходит к краю, но белая мгла не даёт ничего разглядеть. Мы проходим вдоль карниза вперёд и назад, такое впечатление, что ему конца-края нет. Приходится возвращаться к месту обеда и вставать на ночёвку.

Вместе с Андреем Изотовым, Леной Шибаевой и Светой Курбаковой мы прошлой зимой уже дважды ходили в походы. Андрей - четверокурсник, мужественное, слегка тронутое оспинками, лицо. Он играет на гитаре, немного подражая Высоцкому. Лена - очень спортивная девушка. Это она меня затащила в зимние турпоходы, заинтересовавшись моим альпинизмом. И, кстати, чувствовала себя в них более уверенно, чем я. Света повыше ростом, немного нескладная, менее спортивная, но старательная.

Следующее утро доброжелательно солнечное, ясное. Всюду лежит снег, туман рассеялся. Могучие корни кедра завешаны носками дежурных. Прохладно: Мы отправляемся туда, где вчера стояла белая мгла. Добираемся до снежного карниза, подходим к краю.

Вот это да!!!

Мало того, что за ним - обрыв метров двести, ещё и сам-то карниз нависает вперёд метров до десяти!!! И по этому козырьку мы вчера топтались! А каково, если бы он под нами оборвался! А?!! Кто-то ошарашено говорит:

- Ни себе чего!

Оказывается, сами того не ведая, вчера мы подвергались серьёзной опасности:

А ещё через день мы потратили три часа, делая лишнюю петлю перед Тюрдемским перевалом:

На другой же день, убив много времени и сил на тропёжку, мы потеряли: Андрея Изотова.

Это событие заслуживает отдельного описания.

Необходимость, во что бы то ни стало навёрстывать упущенное, привела к сильнейшему недосыпанию, которое накопилось у всех участников, и это чуть было не привело к непоправимым последствиям.

Это произошло в урочище Караса-Азкан. Остановились передохнуть. Я тоже уселся на рюкзак среди заснеженного кустарника, затем, уронив голову на колени, задремал. И вот тут-то произошёл переполох. Открыв глаза, понял: произошло что-то неладное. Оказалось, что среди нас нет Изотова. Тут же гонцы отправились назад по следам на снегу.

Произошло же следующее. Во время одной из остановок уставший Андрей, натянув капюшон штормовки на голову, сел на свой рюкзак немного в стороне от остальных и... крепко уснул. Обе группы, передохнув, двинулись дальше, не заметив утраты.

Полностью прочитать повесть можно  здесь.

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.