Альпинисты Северной Столицы  




Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

 

 

Рюкзак: конструкция оболочки

(общие представления, часть из которых устарела, но часто может иметь конструктивные продолжения)

Оболочка рюкзака должна обладать высокой прочностью и жесткостью, поэтому она шьется из плотной синтетической ткани, желательно водостойкой (наиболее часто из ткани полиамидных волокон: капрон, нейлон ...). Попытки уменьшить вес за счет толщины ткани приводят к тому, что рюкзак плохо "держит форму", выпучиваясь в местах наибольших напряжений, и рвется очень быстро (например, ткань "болонья" по толщине для рюкзака не подходит). По тем же причинам нельзя шить рюкзак из двух или более слоев тонкой ткани. Рюкзачные швы должны быть очень прочными - см. рекомендации в [20], стр.30. На указанную книгу рекомендуется обратить внимание: в ней очень хорошо изложена технология пошива и целый ряд конструктивных решений. Много готовых конструкций рюкзаков можно найти по библиографии: см. стр.281. Ниже не ставится цель пересказать указанные публикации, но делается попытка обобщить известные признаки конструктивных решений и указать на новые возможности. Несколько предварительных замечаний по исполнению.

СУЖЕНИЕ рюкзака к низу немного улучшает центровку и может облегчать укладку. Объем же уменьшается и укладка усложняется, если переносить приходится достаточно крупные предметы (например, кастрюли). Рюкзак с сужением менее устойчив при установке на дно. Поэтому выполнение сужения обычно нецелесообразно.

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ (или АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ) ВЫСТУПЫ формы требуют немного больших затрат материала и более тщательной подгонки по фигуре, поэтому выполнять рюкзак с антропометрическими выпуклостями рекомендуется только тем, кто, имея опыт пошива рюкзаков, может снять указанные мерки и выполнить по ним раскрой (важно проработать профиль спинки). Небольшую вогнутость дна (к спине) может выполнить каждый, это несложно. Эргономика рюкзака определяется не только его конструкцией, но и правильной укладкой.

УСИЛЕНИЯ оболочки выполняются в виде двух продольных охватывающих тесемок или складок материала, с прострочкой (общий элемент с системой подвески рюкзака).

БОКОВЫЕ СТЯЖКИ с пряжками (3-4 с каждой стороны) выполняются для уменьшения объема рюкзака и как декоративные элементы.

СТЯЖКА КЛАПАНА ОБОЛОЧКИ выполняется обычно усилением ее верхнего края с установкой в нем люверсов. Возможны и другие переходы края: пришивка колец (желательно, изогнутых), петель, тонкой тесьмы или стропы зигзагом. Замкнутый стягивающий шнур обычно замыкают зажимом-танкой. Желательно, чтобы он охватывал усиления рюкзака со стороны спинки, либо его надо прочно пришить к этим продольным усилениям: верх рюкзака будет меньше откидываться назад. Стяжка верха может быть выполнена не на одном уровне, а с наклоном назад и вниз (или вверх). Это несколько увеличивает верхний "зев" рюкзака при укладке и позволяет "завалить" назад карман клапана рюкзака (который в обычном положении может стеснять движения головы).

ТУБУС верха в виде дополнительной цилиндрической вшивки полоски ткани шириной 12- 20 см (по периметру верха) служит для увеличения объема рюкзака. Тубус должен иметь самостоятельную стяжку своего верха. При наличии тубуса клапан должен иметь длину, достаточную для прикрытия рюкзака с заполненным тубусом. Тубус выполняют у экспедиционных рюкзаков, вмещающих большой объем снаряжения в начале похода. Тубус обычно выполнен из более легкой ткани, чем остальная часть оболочки.

КЛАПАН служит для стяжки всей оболочки и прикрытия верха. Имеет продолжение продольных силовых элементов оболочки, покровный лист из ткани (желательно, водостойкой), верхний карман (карманы). Последние выполнены как накладные, либо в виде второго слоя ткани, установленного со смещением от первого боковыми вставками материала (либо путем подгиба материала нижнего или верхнего слоев, один из которых может быть продолжением другого путем подгиба краев клапана). Желательно по боковым сторонам клапана между слоями бокового подгиба вставить стягивающие резинки (их можно также пристрочить к краю в натянутом состоянии, но это хуже): клапан будет обтягивать верх рюкзака. Удобно также выполнить поверх силовых тяг клапана еще и тяги из широкой тесемочной резины: под них в походе по необходимости подсовывают предметы одежды (например, для просушки на переходах), веревки. Резинки пришиваются за концы в натянутом состоянии. Удобен карман клапана, открывающийся снаружи и фиксируемый застежкой-молнией (на рюкзаках следует применять только надежные, крепкие пластмассовые молнии с крупной насечкой). Крепления для фиксации кошек обычно также выполняют на клапане. Оно обычно включает слой плотного материала (кожа, брезент), нашитого на клапан, и прочные шнурки-завязки. Прямоугольный клапан-крышку можно выполнить по методике, изложенной в [20], стр.114. Его можно выполнить по методике "крест", изложенной ниже: с невысокими бортами, снабженными краевой стягивающей резинкой (в краевых подгибах материала). "Плавающий" клапан установлен с возможностью смещения вдоль силовых тяг и фиксацией. Обычно такой клапан имеет удлиненную подложку с каналами для силовых тяг. С одной стороны часть подложки укладывается со складками (с возможностью растяжения), а с другой стороны клапан фиксируется на силовых тягах пряжками. Такая конструкция особенно подходит для рюкзаков с тубусами оболочки: удлиняемый клапан аккуратно огибает тубус.

ДНО имеет форму прямоугольника или трапеции со скругленными углами (исполнение его овальным или круглым не слишком удачно). Дно может быть выполнено и подгибом нижнего края (краев) цилиндра оболочки. Дно должно обладать повышенной прочностью и влагостойкостью, поэтому его часто выполняют из специального материала и шьют с подгибом на цилиндр оболочки на небольшую высоту. Отгиб бортов фиксируется в углах. Желательно, чтобы более прочная ткань отгиба защищала задний нижний двугранный угол оболочки (на некоторую высоту: это место особенно интенсивно рвется при скольжении "на рюкзаке", при падении на "пятую точку", при установке рюкзака на камни). Прилегающая к спине длинная сторона дна может иметь скругление: вогнутость внутрь, в этом случае рюкзак лучше прилегает к крестцу.

ЦИЛИНДР ОБОЛОЧКИ - наиболее крупная деталь, которая может быть выполнена несколькими способами, исходя из наличия материала, личного вкуса и предъявляемых к рюкзаку требований. Главные требования к цилиндру оболочки: высокая прочность швов и ткани, достаточный объем. Весьма прост тип раскроя "два С" из двух сопрягаемых прямоугольных кусков ткани: рис. 62. Углы сопряжения целесообразно скруглить. Застежку-молнию верха можно установить в сопрягаемом шве верха, либо в специальном вырезе по центру верха. Такой раскрой подходит для небольших, несложных рюкзаков.

Рис. 62-64. Форма замыкания оболочки рюкзака типа «2С». Замыкание оболочки рюкзака с горизонтальным расположением камер. Соединение тесьмы темя пряжками.

 

Нередко раскрой оболочки делают по методике, которую обобщенно можно назвать "крестом": рис. 61. Дно является серединой "креста" и может быть отдельной деталью или частью общего куска ткани для стенок (боковых, передней и задней). Стенки пристрачиваются после прострочки сгибов усиления и установки накладных карманов. После прострочки и обработки швов (их можно окантовать лентой) обрабатывается верхний край (под стяжку клапана) и вся оболочка выворачивается наизнанку (правильно пришить карманы: они не должны оказаться внутри!). Преимуществами такого раскроя являются возможность выполнения дна и стенок из отдельных кусков материала, легкость выполнения сужения к низу и эргономических выступов спинки. Недостатки раскроя: сравнительно большое количество швов (все они должны быть исполнены крепко и тщательно для обеспечения прочности). Для выполнения боковых камер (см. ниже) одновременно пришиваются еще две боковые стенки, более широкие. Дно боковых камер выполняется либо из выступов на их окончаниях или на боковых выступах дна, либо из отдельных кусков.

Достаточно прост раскрой типа "О" из прямоугольного куска ткани, замкнутого кольцом по форме дна (замыкающий шов может отсутствовать, если цилиндр выполнен сплошным из тканой "кишки", ряд типоразмеров которой выпускается промышленностью). Продольные усиления и сужение к низу легко выполнить прямыми или косыми прострочками складок материала. Замыкание оболочки типа "O" может быть выполнено и с иным расположением стенок: задняя стенка и спинка прямоугольные. А боковые, верхняя и нижняя стенки выполнены из замкнутой кольцом узкой полоски материала (она может быть и составной).

Очень плодотворной представляется идея многокамерного рюкзака, предложенная В.М.Абалаковым. Наиболее удачным является трехкамерный рюкзак: две длинные камеры увеличивают объем рюкзака (который при желании может быть уменьшен боковыми стяжками), позволяют упорядочить укладку. Две плотно набитые боковые камеры образуют как бы полужесткий каркас рюкзака, позволяют выполнить спинку рюкзака вогнутой: улучшается прилегание к спине. Такой трехкамерный рюкзак очень универсален, он годится и для кратковременных восхождений и для дальних экспедиций. Боковые камеры легко выполнить либо вшивкой двух внутренних прямоугольных перемычек, либо раскроем по схемам на рис. 63 . Ширину задней стенки средней камеры целесообразно выполнить большей, чем ширину стенки, прилегающей к спине: выступы боковых камер будут несколько облегать спину. Каждая боковая камера прикрывается своей полукруглой крышкой с застежкой- молнией. Средняя камера имеет обычную стяжку и прикрывается клапаном.

Некоторые объемные рюкзаки выполняют с вертикальным расположением камер. Обычно их две: нижняя камера, открываемая молнией (обычно дугообразной, на задней стенке), и верхняя камера, обычная. При этом рюкзак имеет два дна, либо внутреннее дно выполнено в виде наклонной перегородки, отсекающей часть объема для нижней камеры. В последнем случае нижняя камера фактически является большим дополнительным карманом, утопленным в нижнюю часть рюкзака. Возможно выполнение рюкзаков и с большим количеством камер с их вертикальным, горизонтальным, комбинированным расположениями. Камеры могут быть выполнены в виде больших внутренних карманов для лучшей фиксации груза (например, в виде небольшого внутреннего рюкзака, прилегающего к спине).

УСИЛЕНИЯ оболочки располагаются в местах ее сочленений с системой подвески рюкзака, - это закрепления лямок, пояса, дополнительных тяг и ручек для транспортировки. Усиления выполняются в виде складок, специальных вшивок, накладок материала, пришивки ремня (тесьмы) таким образом, чтобы распределить нагрузку со стороны системы подвески по площади оболочки. Правильным является такое расположение усилений, которое обеспечивает компенсацию усилий со стороны системы подвески РАСТЯГИВАЮЩИМИ усилиями поверхности оболочки. Неправильным является исполнение, при котором значительная составляющая усилия действует в направлении, ортогональном (перпендикулярно) к поверхности оболочки: оболочка выпучивается, материал сильно перенапрягается и рвется. Если усилие имеет составляющие по двум направлениям, целесообразно выполнить усиления также по двум направлениям. Направление нагрузки усиления должно совпадать с направлением нитей материала: под углом 45 градусов к нитям материал имеет значительно меньшую жесткость, сильно деформируется ("ползет") под нагрузкой с образованием дыр. Надо стараться, чтобы усиления оболочки замыкались друг на друга, чтобы локальные усиления соединялись с "большими" продольными усилениями. Эффективны усиления, охватывающие поверхность рюкзака по замкнутому контуру.

КАРМАНЫ обычно выполнены как накладные и на поверхности оболочки устанавливаются до ее сборки. Желательно, чтобы карманы закреплялись на усилениях оболочки, прежде всего продольных. Хорошая оснастка карманами включает один задний карман, карман клапана, два боковых кармана, два небольших кармана на поясе. Закрепление швов можно осуществить с наружной или с внутренней прострочкой. Застежки-молнии ("репейник", кнопки и т.п.) желательно прикрыть сверху выступами верхнего края соединенного с молнией материала: они защищают застежку от повреждений, обледенения и карман от намокания. У концов молнии края материала надо прочно сшить по перекрытию.

Отверстие большого, "общего" кармана должно быть достаточно большим, чтобы в него можно было свободно просунуть руку. Возможно исполнение карманов для специальных предметов: для фляги, фонаря, ледоруба (длинный карман без дна), для планшета (на задней стенке или на клапане) и т.п. Выполнять их надо так, чтобы даже при открытой крышке предмет не вываливался из кармана. Форма специальных карманов может отличаться от прямоугольной, может отсутствовать дно, крышка, боковая стенка... Некоторое сужение кармана к низу уменьшает его выпучивание от вложенных предметов и улучшает внешний вид.

Очень удобны небольшие карманы на передних частях пояса т.к. они доступны без снятия рюкзака: рис. 66. В них переносят "мелочевку": нож, запасные фотопленки и флэшки, предметы туалета (платок, расческа, бумага и салфетки), записную книжку... Их можно выполнить в виде небольших подвесных сумочек, прочно закрепленных на поясе - рис. 74в. Внутри правого кармана (для левши - левого) пришивается кольцо, за которое карабином со шнурком пристегивается перочинный нож (он будет всегда под рукой).

Удобна и, видимо, найдет применение конструкция карманов с упругими элементами для притяжки кармана к рюкзаку. В простейшем случае такие упругие элементы из тесемочной резины или резинового жгута вставляются в ребра карманов в натянутом состоянии. В более сложных случаях они стягивают всю оболочку кармана в складки с возможностью растяжения при наполнении кармана. Таков, например, круглый или овальный карман, стягиваемый замкнутым упругим жгутом. Оболочка кармана может быть выполнена целиком из эластичного упругого материала, притягивающего карман и находящиеся в нем предметы к рюкзаку. Наличие таких материалов (например, в виде прямоугольников различного размера и цвета) позволило бы существенно упростить технологию пошива карманов, обеспечивающих хорошую притяжку предметов и, как следствие - компактность укладки рюкзака. Возможные формы исполнения упруго стягиваемых карманов даны на рис. 67 .

Боковые тяги оболочки могут быть выполнены как одинарными, так и двойными (аналог шнуровки, рис. 69). Такие тяги обеспечивают большую жесткость оболочки при затяжке боковин: зона задней стенки меньше провисает из-за ослабления ткани боковин. Для ужесточения конструкции рюкзака крепления боковых тяг может быть осуществлено за тонкие трубки, которые вставлены в специальные каналы из ткани на бортах оболочки: рис. 69. Такая конструкция позволяет более жестко притянуть заднюю стенку рюкзака к передней для уменьшения толщины рюкзака, что облегчает переноску. Концы трубок надо снабдить тупыми пробками для предотвращения порывов ткани. Такой каркас не создаст неудобства при использовании рюкзака.

 

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.