Альпинисты Северной Столицы  




Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

 

 

Рюкзак: подвеска и каркас

Надо видеть две системы сил, действующие на рюкзак: систему стяжки рюкзака внутренними (реактивными) усилиями и систему подвески, прикладывающую к рюкзаку усилия внешние, со стороны человека (рис. 70). Система стяжки внутренними усилиями включает:

- продольные тяги, на которых обычно крепится и клапан;

- боковые стяжки или шнуровка;

- стяжка верхней горловины, застежки клапана и карманов;

- дополнительные тяги для клапана, карманов, а также предметов, подвешиваемых на рюкзак (например, ледоруба, одежды).

Система подвески, благодаря которой рюкзак закрепляется на внешнем "носителе" включает:

- лямки с верхним креплением, с нижними и верхними тягами;

- пояс с креплением к оболочке и с дополнительными боковыми тягами;

- налобный ремень с тягами.

Конечно, каждая реальная конструкция может иметь не все перечисленные элементы. При наличии каркаса он обычно играет роль "переходного звена" между оболочкой и подвеской для лучшей фиксации груза и распределения усилий на подвеску. Жесткий каркас создает неудобства в горном походе и может быть источником травм, поэтому рюкзаки с жесткими каркасами не находят широкого применения в сложных походах и восхождениях. Но полужесткие рюкзаки со спинками, ужесточенными вкладками из легких пористых материалов (пенополиэтилена, пенополиуретана и т.п.) используются очень широко, т.к. они хорошо "держат форму", защищают и утепляют спину, не промокают со стороны спины.

При покупке или пошиве рюкзака надо помнить, что габариты рюкзака, его система подвески должны подходить к вашей фигуре и обеспечивать регулировку усилий для прилегания оболочки при разном наполнении рюкзака. А вот наличие усложненных систем подвески (включающих систему регулировки точки закрепления лямок, шарнир крепления лямок и систему регулировки крепления пояса по высоте), - не обязательно. Усложнение системы подвески позволяет фирмам-производителям сделать рюкзак более универсальным, подогнать его под широкий спектр антропометрических размеров потребителей. Но это достигается ценой определенного усложнения и удорожания рюкзака. Поэтому более простой рюкзак, хорошо подходящий к вашей фигуре послужит вам не хуже, чем рюкзак со сложными регулировками пояса и лямок. Надо только четко убедиться, что и пояс и лямки обеспечивают хорошее прилегание к вашей фигуре.

Рис. 68 -70. Варианты исполнения клапана, рюкзак с двойными боковыми стяжками, система усилий, действующая на рюкзак при переноске.

У рюкзаков большого объема обязательно наличие верхних тяг от рюкзака к лямкам. Они не только выравнивают положение рюкзака, не позволяя ему откидываться назад, но и перераспределяют усилия так, что рюкзак лучше сохраняет форму и меньше давит на спину и плечи за счет увеличения сил трения между спиной и спинкой рюкзака.

В походе на рюкзак действует очень широкий спектр динамических нагрузок, которые должны восприниматься оболочкой, каркасом и их соединениями без разрушений и необратимых деформаций. Значительные нагрузки возникают при укладке и уплотнении рюкзака (силовая укладка, встряхивание), при одевании (подъем рывком), при переноске (статическая нагрузка от веса, динамические нагрузки вследствие многоцикловых колебаний на участнике), нагрузки при падении, падении участника или укладке рюкзака на землю (камни), нагрузки при трении о рельеф (скалы, снег, лед), при движении или раздельной транспортировке, нагрузки при распаковывании, чистке и стирке... Возможны также нештатные нагрузки при падении участника по склону со скольжением, падении рюкзака по склону или с большой высоты... Для обеспечения прочности при всех этих видах нагрузок особое внимание надо обратить на качественное выполнение наиболее нагруженных узлов: рис. 70. Это, прежде всего, концевые (в особенности концевые со стороны силовых элементов!) участки швов на переходах силовых элементов подвески к оболочке, прочные швы и фурнитура на силовых переходах тесьмы и шнуров.

Силовые элементы рюкзака должны быть хорошо стыкованы друг с другом. Боковые тяги рюкзака к поясу рекомендуется выполнять в виде продолжения боковых стяжек с дополнительным охватом рюкзака сзади. К этому силовому контуру рекомендуется подсоединить и нижние крепления лямок (конечно, в месте, где указанные тяги соединены с оболочкой).

Очень плотной и прочной должна быть верхняя заделка лямок (рис. 71, 72). Неправильным является как высокое положение крепления лямки, так и нижнее. При высокой заделке лямка плохо держит рюкзак в вертикальном направлении, и он повисает на поясе. При низком креплении лямок они плохо фиксируют рюкзак в боковом направлении, неудобны при одевании рюкзака. Расстояние от плеча до заделки лямки очень невелико и практически любой дополнительный зазор, невыбираемое регулировкой удлинение лямки, резко уменьшают жесткость крепления во всех направлениях (а крепление должно быть жестким во всех трех направлениях). При эксплуатации рюкзака ввиду значительных динамических нагрузок даже достаточно жесткие лямки заметно удлиняются (вытягиваются). Некоторые новые модели рюкзаков снабжены непрямыми, серповидными лямками, обеспечивающими лучшее прилегание к плечам благодаря изогнутой форме. Лямки могут быть снабжены небольшими карманами для мелких предметов обихода (шагомер, авторучка...) и петлями для временной подвески отдельных предметов снаряжения (молотка, крючьев...).

Конструкция крепления пояса должна обеспечивать его затяжку на человеке, а не на рюкзаке. Рюкзак притягивается боковыми тягами пояса уже после круговой затяжки пояса на фигуре. Обратная последовательность неправильна: она вызывает образование промежутков между поясом и фигурой человека: рис. 73 . Пояс не должен быть жестким, он должен быть достаточно эластичным, что достигается исполнением из плотной тесьмы, опирающейся на мягкую прокладку из мягких пористых пластмасс, зашитых в ткань. Прокладка не должна быть толстой (толщина материала 3- 6 мм ), при необходимости утолщение достигается за счет применения 2-3 слоев материала, жестко не связанных друг с другом. Не берите и не делайте рюкзаки с поясами, жестко упирающимися выступами в кости таза. То же самое относится и к лямкам.

Пояс рюкзака обычно установлен с подъемом на 100- 150 мм выше низа дна с боковыми тягами пояса, замкнутыми на боковые тяги оболочки.

Рис. 71-73. Расположение силовых тяг рюкзака.

Вариант несъемного исполнения пояса дан на рис. 74а,б. Пояс имеет специальные выступы из ткани, пристрачиваемые к оболочке и краевые усиления плотной тесьмой, замкнутой на силовые тяги рюкзака. Краевая тесьма предотвращает большие вытяжки ткани под нагрузкой. На большую ширину, чем расстояние между силовыми тягами, закрепление пояса продолжать не надо.

Рис. 74-75. Исполнение креплений пояса и лямок рюкзака.

 

Примерно так же можно выполнить съемный пояс. Для его крепления пришивается канал-карман: рис.65, 74г. Пояс должен входить в канал-карман изначально очень плотно при пустом рюкзаке. При пошиве важно соблюсти правильную очередность исполнения швов, вначале верхних, затем нижних.

Съемное исполнение пояса позволяет конструктивно дополнить его до:

- поясной сумки -"банан";

- небольшого рюкзака для прогулок, коротких восхождений и технической работы (лямки такого рюкзака выполняют отстегивающимися или из боковых тяг пояса);

- жилета с карманами для технической работы (карманы для крючьев, молотка, закладок, подвески для карабинов и т.п.); жилет-рюкзак может иметь задние емкости ("рюкзак", "банан", подвески) для веревок и др. снаряжения. Дополняющие элементы должны плотно и компактно укладываться в пояс для чего в нем выполняется широкий карман, закрываемый молнией или "репейником".

Надпоясная подушка ( рис.74в,г) нужна не столько для заполнения физиологической "пустоты" у изгиба позвоночника выше крестца, сколько для ужесточения и правильной фиксации пояса (без смятия, выворачивания, изгиба под нагрузкой), а также для усиления оболочки в зоне стыка. Соответственно эта подушка должна быть достаточно жестким подъемом, продолжением пояса. Отдельно от пояса, как элемент поясного канала-кармана, она выполняется в виде ступеньки, в которую пояс упирается верхним срезом, передавая на нее часть вертикальной нагрузки на оболочку рюкзака. Подушка может быть пришита как канал-карман пояса, только верх ее пришивается раньше, а нижний срез материала подкладывается под верхние швы канала-кармана, либо, лучше, является его продолжением (рис. 74г). Продолжение канала-кармана внизу может быть выполнено для усиления дна рюкзака между силовыми тягами. Вообще наружная надпоясная подушка представляется элементом излишним и вредным (она отдаляет центр тяжести рюкзака от туловища), необходимость в котором отпадет при внутреннем расположении пояса и эргономическим изгибом спинки (в этом случае надпоясную подушку тоже можно расположить внутри рюкзака для усиления крепления пояса).

Карманы пояса (рис.66,74в) устанавливаются между пряжками его регулировки и точкой закрепления его боковых тяг. Возможно как съемное, так и неподвижное исполнение (в последнем случае позаботиться, чтобы карман не мешал установке пояса в канале-кармане).

Рюкзак может иметь несколько дополнительных элементов подвески (условно необязательных), перечисленных ниже.

ПЕТЛЯ СТРАХОВКИ рюкзака для его подвески и раздельной транспортировки должна прочно замыкаться на силовые тяги и лямки, иметь статическую прочность 800-1000 кгс, легкий и удобный карабин для подвески. Желательно, чтобы петля убиралась в специальный карман рюкзака. Конструкция петли должна обеспечивать подвеску рюкзака в положении, удобном для раздельной транспортировки (без заваливания и опрокидывания).

РУЧКИ для подъема рюкзака обычно выполняются в зоне крепления лямок, но могут быть расположены и в других местах: сзади, сбоку и должны быть жестко замкнуты на силовую подвеску.

ГРУДНАЯ СТЯЖКА ЛЯМОК иногда используется для фиксации их положения на плечах.

ПЕТЛЯ И ЗАМЫКАЕМЫЙ РЕМЕШОК из тесьмы для подвески ледоруба и лыжных палок сзади или сбоку: рис. 76 . Петля может быть одинарной и двойной: вторая, более узкая петля из тесемочной резины служит для фиксации ручек альпинистских палок. Эта вторая петля может быть заменена небольшим стягиваемым карманом, в который входят обе ручки палок, а также прячется петля для ледоруба, когда она не нужна. Ледорубы и палки обычно крепятся острием штычков вверх,- такое крепление более безопасно. Клюв ледоруба при креплении сбоку должен быть отвернут назад. При перевозке на транспорте на острия надевают колпачки из отрезков трубчатой резины.

НАЛОБНАЯ ЛЯМКА может применяться на несложных участках подходов для частичной разгрузки плеч и пояса. На сложных участках она не применяется, т.к. стесняет движения головы. Обычно выполняется в виде налобной подушки с регулируемой петлей из тесьмы, замкнутой на продольные силовые тяги. Налобная лямка может быть приспособлена и в качестве страховочной петли рюкзака. Техника применения налобной лямки отечественными «горниками» еще почти не освоена, а вот носильщики в Гималаях используют ее очень широко.

ОТКИДНОЙ КАРМАН (боковой, задний) закрепляется на верхнем краю оболочки и в случае его ненадобности отгибом убирается внутрь рюкзака или закрепляется "в скатку": рис. 77 . Для его фиксации при наружном использовании могут быть применены крепления к силовым тягам или боковым стяжкам в виде охватов из тесьмы или каналов (для боковых стяжек). Откидные карманы могут быть увеличены до размеров камер.

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПОДУШКИ для лучшего прилегания спинки, плеч и пояса (надпоясная подушка) выполнены обычно в виде матерчатой трубы с мягким и легким наполнителем, уложенной по наружному периметру прилегания спины, плеч и пояса (отдельные участки могут отсутствовать): рис.77. Такие подушки могут быть и емкостями для некрупных мягких вещей (карман-скатка), а также для укладки накидки от дождя, задняя часть которой прикрывает рюкзак, а передняя - человека.

 

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.