![]()  | 
  |  
|   Альпинисты Северной Столицы  |  
|   |   
     
 Энергосбережение в длительном походеСбережению
    горючего в длительном походе надо
    уделить внимание, особенно если группа
    испытывает недостаток топлива и если
    возможности по его пополнению в ходе
    похода отсутствуют. Надо назначить в
    группе "главного энергетика",
    который бы следил за наличием и расходом
    горючего, за состоянием нагревательных
    приборов. Затраты должны быть всегда
    очень экономными. "Лишнее" топливо
    не помешает и может быть, помимо
    приготовления пищи, использовано для
    обогрева палаток (в период непогоды),
    кипячения воды в целях поддержания
    гигиены в походе (мытье головы, тела), для
    помощи горючим другим группам (в
    следующий раз в затруднительное
    положение можете попасть вы: помогайте
    другим). Без резерва, пусть небольшого, в
    походе нельзя: всегда может случиться
    непредвиденное: период непогоды,
    внезапная утрата части топлива,
    спасработы. Обычно горный поход
    рассчитывают на расход  - тщательную подготовку, прочистку и налаживание нагревательных приборов: примус (горелка) не должен течь, коптить, "травить" через клапан (см. статью о примусах); - хорошо, качественно исполнить упаковку для горючего: катастрофические потери горючего (иногда приводящие к срыву похода) обычно связаны с разрушением упаковки; частичные потери связаны с неплотной упаковкой, допускающей испарения, просачивание через крышки или дырки; - применять качественные приспособления и методику для заправки, которая сводит потери (разлив) горючего к минимуму: хороший шланг с сифоном или шприцем, хорошая воронка и т.п.; - применять в походе автоклавы и скороварки с "шубами" (утеплителями), позволяющие доваривать горячий продукт при повышенной температуре (т.е. ускоренно) без длительной варки на примусе (после подогрева скороварки "до свиста" клапана примус выключается); правда, экономию веса горючего надо при этом рассчитывать с учетом постоянной (неизменной в течение похода, в отличие от переменного веса горючего) разницы веса между скороваркой и обычной кастрюлей. - применять в походе только быстро разваривающиеся концентраты, при приготовлении блюд из которых не требуется длительная варка (некоторые блюда, например, из гороха, фасоли и др. требуют длительной варки, особенно на высоте); многие каши быстрее развариваются, если их предварительно замочить (с вечера на утро или сразу же перед готовкой); - на участках маршрута в лесной зоне готовить на костре. Эти участки могут быть продлены вверх путем подноски дров на подходах. С костром настоящий турист всегда должен уметь обращаться: не надо лениться иногда, для сохранения опыта, развести костер. В горных походах кастрюли над костром обычно не подвешивают, а устанавливают на камни, уложенные "камином" (укладка из двух параллельных камней-подпорок или двух рядов камней, между которыми кладут дрова), либо ставят кастрюлю на треногу из трех камней, между которыми закладываются дрова. - не ставить на примус мокрые снаружи кастрюли (протереть!), прикрывать их сухими крышками (кастрюля без крышки будет закипать заметно дольше, причем крышку желательно применять легкую) и обязательно чехлом из сухой стеклоткани, иначе дополнительное испарение влаги унесет много тепла и топлива. - внимательно следить за процессом варки: не перегревать и вовремя выключать примусы, сберегать тепло применением чехла из стеклоткани и ветрозащитой (стенки, ямы, крупные камни), нагревать необходимый минимум воды (лишнюю воду сливать до нагрева). Специальные исследования по энергосбережению, видимо, не проводились, но пытливые и опытные туристы могут его провести, используя опыт, например, двух параллельных групп (желательно, в одно время, в одном районе, в расчете на одного участника). Вообще желательно, чтобы группы находились в возможно равных условиях, - тогда будут исключены многие влияющие факторы, в одной группе проводятся указанные меры, а другая действует обычным порядком. По-видимому, применение специальных мер по энергосбережению может сэкономить до 50 % походного топлива, что выразится в экономии переносимого веса, объема, стоимости горючего и упаковки. Газ, конечно, более предпочтителен и чище, чем бензин. Но он более дорог, и восполнить в походе его сложнее, чем бензин.  |  ||
 
  |