Альпинисты Северной Столицы

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

Архив рассылки.

Альпинисты Северной столицы. Выпуск 248.

Анонсы новостей и публикаций
(по состоянию на 14.07.2007г.)

ХИЛЛАРИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. Олег Капитанов. МС СССР, Президент ФА Санкт-Петербурга. В 1991 году мне, можно сказать, повезло. Профсоюзы готовили экспедицию на Эверест...

АВАРИЯ НА ПТЫШЕ - КОСМАЧiВ, 1956. Юрий Слезин, доктор геолого-минералогичеких наук, МС СССР. После второй смены работы в первый мой полноценный инструкторский сезон в 1956 году...
АЛЬПИНИСТСКИЕ ЛАГЕРЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. Вадим Аранович. В нынешнем году исполняется 70 лет с того момента, когда альпинизм и туризм передали в веденье Всесоюзного Совета...

ХИЛЛАРИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Олег Капитанов
МС СССР,
Президент ФА Санкт-Петербурга

В 1991 году мне, можно сказать, повезло. Профсоюзы готовили экспедицию на Эверест и, чтобы отблагодарить спонсоров за финансовую поддержку проекта, оргкомитет экспедиции решил организовать для них двадцатидневную поездку по Индии и Непалу.

Время проведения мероприятия, как мне кажется, было выбрано неудачное. Спонсоры серьезные деловые люди и оставить свои предприятия на месяц в конце года они не могли. Но машина была закручена и на образовавшиеся вакантные места стали искать кандидатов. Досталось несколько мест и альпинистским базам. Получил приглашение и начальник альплагеря "Артуч", где я тогда работал в учебной части. Он по семейным обстоятельствам вынужден был отказаться в мою пользу. Я, честно говоря, не горел желанием, но мои инструктора убедили меня, что такая льготная поездка бывает, возможно, один раз в жизни и надо быть, мягко говоря, чудаком, чтобы отказаться от такого подарка судьбы. Впечатлений море. До сих пор мне становиться не по себе от того, что я хотел отказаться. В Индии самым запоминающимся моментом было посещение города Дарджилинга, родины Тенцинга Норгея, который вместе с Эдмондом Хиллари в 1953 году впервые в Мире совершил восхождение на Эверест. Мы посетили школу гидов Тенцинга и познакомились с его племянником Бемпой, который после смерти своего дяди руководил ею. Я, как и большинство из нас, испытывал большое волнение. Здесь жил и работал великий человек, прекрасный альпинист, выдающийся общественный деятель, немало сделавший для своего маленького горного народа - шерпов. Бемпа привел нас к месту кремации Тенцинга. Для шерпов и альпинистов всего мира - это священное место. Очень жаль, что не удалось застать Тенцинга живым, очень жаль. О его напарнике по связке исторического восхождения я знал только то, что прочитал в книге "Тигр снегов". Выдающийся альпинист своего времени, прекрасный человек, историческая личность Новой Зеландии - Эдмонд Хиллари вот, пожалуй, и всё. Изредка в спортивной прессе мелькала его фамилия. Сообщалось о его нередких посещениях Гималаев в районе Эвереста.

В Москве регулярно проводится фестиваль приключенческих фильмов "Вертикаль" Руководитель фестиваля Юрий Байковский постоянно "подкидывает" мне некоторые интересные фильмы. Один из них был об Эдмонде Хиллари. То, что я узнал, повергло меня в шок. Стало совершенно ясно, что мы здесь в России практически ничего не знаем об этом человеке. Еще в 1953 году, участвуя в экспедиции на Эверест, молодого нозеландского альпиниста поразил этот неприхотливый, добрый и гостеприимный народ - народ шерпов. В экспедиции они были высокогорными носильщиками и незаменимыми помощниками альпинистов Шерпы жили в небольших селениях, окружающих, как правило, буддийские монастыри. Бедность, отсутствие школ, больниц, электричества болью и состраданием отражались в сердцах приезжих альпинистов. Народ шерпов, проявляющий потрясающую высокогорную работоспособность и огромное человеколюбие, готовность к самопожертвованию во имя жизни другого этого не заслуживал. После победы над высочайшей вершиной планеты Эдмонд Хиллари купаясь в лучах славы у себя на родине и далеко за ее пределами, никогда не забывал о далеком маленьком Гималайском народе. Желание хоть чем- нибудь помочь шерпам не дает ему покоя Он возвращается в Гималаи и начинает с помощью друзей и местных жителей строить школы. Всего он построил 22 школы, 4 больницы, несколько мостов. Его жизнь и деятельность- это подвиг. У него в жизни был момент, когда всё хотелось бросить. Судьба обрушила на него страшный удар. Его жена вместе с дочерью в очередной раз летели к нему в гости в Гималаи, но в предгорьях маленький самолет потерпел катастрофу. Все погибли. Потеря любимых людей повергла Хиллари в шок. Два года приходил он в себя, выстоял и снова начал работу. Правительство Новой Зеландии назначило его почетным послом своей страны в Гималаях. Популярность Эдмонда Хиллари у народов Индии и Гималаев невозможно отразить на бумаге. Это надо видеть. Когда была организована для Хиллари поездка по реке Ганг, он сам был до глубины души потрясен той теплотой и радушием, с которым его встречали в каждом селении. Известие о том, что к ним едет сам Эдмонд Хиллари, облетело прибрежные селения с быстротой молнии. Берега заполнили жители и с нетерпением ждали появления "божественного человека". Они приветствовали его и желали счастья, благодарили за бескорыстную помощь. Хиллари трудно было сдерживать слезы. Буддийское духовенство посвятило его в священный сан. Это наивысшая оценка религиозной организаций подвижнической деятельности человека.

Фильм заставляет зрителей по-новому оценить свой жизненный путь. Я и до сих пор нахожусь под впечатлением увиденного.

Через несколько дней мне позвонил сотрудник НИИ Арктики и Антарктики Виктор Боярский и сообщил потрясающую новость - скоро в Питер с частным визитом прибывает Эдмонд Хиллари. Он предложил нашей федерации принять участие в организации и проведении встречи. Всё это было так неожиданно, что я сначала растерялся. Надо же, это судьба. К подготовке встречи подключился Спорткомитет в лице заместителя председателя Фурманова Г.И. Он приложил немало сил, чтобы встреча прошла интересно. Я бросился по нашим альпинистам-бизнесменам за материальной помощью и получил её, в очередной раз, убедившись, что деловые люди, пришедшие в бизнес из альпинизма это наша гордость.

Поездку по странам Европы для Эдмонда Хиллари организовало правительство Новой Зеландии. В поездке его сопровождал консул Новой Зеландии. В планах путешествия было двухдневное пребывание в Санкт-Петербурге. На морском вокзале человека - легенду встречали представители НИИ Арктики и Антарктики видный государственного и общественный деятель, депутат Госдумы г-н Чилингарова А.Н., Виктор Боярский, Валерий Лукин, от Спорткомитета города (заместитель Председателя Фурманов Г.И.) и от нашей Федерации Капитанов О.В. и Одинцов А.Н, Шибаев С.А., а также представители прессы и телевидения.

Что и говорить. Мы очень волновались. Таможенники не торопились и вот, наконец, появился Он в сопровождении своей жены и друзей. Сейчас ему 83 года. Возраст почтенный, но выглядит Эдмонд Хиллари превосходно. Высокий, волевое и доброе лицо. После приветствия и вручения цветов, мы были представлены высокому гостю. Далее небольшое интервью прессе и вот мы на прогулочном катере. Хиллари с удовольствием отвечает на все вопросы. Горная тема продвигается в беседе с трудом. Переводчица не всегда правильно истолковывает наши вопросы. За обедом в ресторане все просто разрешилось. Саша Одинцов, хорошо владеющий английским языком, переводил нашу горную тему. Оказалось, что итогом своей жизни Хиллари считает свою деятельность в Гималаях, где восхождение на Эверест, лишь её совсем небольшой эпизод - подарок судьбы. Я слушал и чувствовал, что мы все завидуем этому великану, который сумел так распорядиться своей жизненной дорогой. От лица Спорткомитета и федерации мы пожелали Хиллари здоровья, что мы гордимся тем, что являемся его современниками и безмерно счастливы личным знакомством. За столом вручались подарки, произносились тосты. Всё было здорово. Я попросил Хиллари поставить свои автографы на заранее приготовленные его фотографии и извинился, что их много. Великий человек их с удовольствием подписал. Потом шли разговоры об Антарктиде, в истории, освоение которой есть и его страницы. Быстро пролетело время. Программа встречи подошла к концу. Мы тепло распрощались и я благодарю Бога, что подарил мне эту встречу, где я понял, как надо строить свой жизненный путь.

АВАРИЯ НА ПТЫШЕ - КОСМАЧiВ, 1956

Юрий Слезин,
доктор геолого-минералогичеких наук,
МС СССР, Камчатка

После второй смены работы в первый мой полноценный инструкторский сезон в 1956 году очередное тренировочное восхождение 3б к/тр., где я был руководителем, оказалось осложнено непогодой и спасаловкой. Весьма характерный несчастный случай, к счастью без смертельного исхода, произошел в группе разрядников из соседнего лагеря.

Дело было так. Из лагеря "Алибек" мы вместе с другим молодым инструктором, моим другом Сашей Колчиным вышли каждый во главе группы разрядников на две соседние "тройки" - Главный Птыш и Южный Домбай. Обе группы заночевали в хижине под Птышским ледником. Моя группа направлялась на вершину Птыш с Птышского перевала - длинный изогнутый как спина динозавра скальный гребень, классическая 3б, не очень сложное, но непрерывное лазание, в основном с одновременной страховкой через выступы. В хорошую погоду - одно удовольствие, но длинное! По описанию 14 часов работы, хотя многие группы проходили маршрут заметно быстрее. Выход из хижины у языка небольшого ледника в 4 часа утра и работа до вечера. Если погода портится, скорость передвижения по скалам резко замедляется, и для группы не очень высокой квалификации холодная ночевка становится почти неизбежной. "Куковали" на полочке альпинисты там не раз, а пару лет назад случилась трагедия, когда замерзли насмерть несколько человек. Так что маршрут имел при всей своей простоте довольно печальную славу.

Вечером усилился ветер и погода начала явно портиться. Мы уже залезли в спальники, когда с шумом и гамом в хижину ввалились еще две группы из лагеря "Домбай", как оказалось, выпущенные на те же две тройки что и мы - Птыш и Южный Домбай. Это были тоже разрядники под руководством инструкторов алмаатинца Олега Космачева, кажется уже ставшего студентом московского вуза, и львовянина Романа Струка. Порядком подпортив нам ночной отдых, они, в конце концов, тоже улеглись.

Рано утром густой туман и изморось. Мы встали, приготовились и ждем. После восьми утра стало ясно, что сегодня уже выходить бесполезно, и мы отменяем выход наверх. В 10 часов туман рассеялся и открылся гребень, припорошенный снегом. Космачев спрашивает нас: "Идете наверх? Вы первые, ваше право". "Нет" - отвечаем - "Кто же выходит на этот маршрут в 10 часов, пойдем завтра, если будет погода". - "Ну, тогда мы идем". - "Да вы что, ребята?" - "Ничего, погода ходовая, пройдем нормально". Отговорить их не удалось и обе группы вышли на восхождения.

Мы разлагаемся, отдыхаем и с все большим беспокойством поглядываем на гребень Птыша. Вот стемнело, но никого не видно и не слышно. Я говорю своим участникам: "Готовьтесь (пока морально) к спасаловке". В одиннадцатом часу уже давно полная темнота, и тут с шумом появляется группа Струка с Южного Домбая, маршрута более простого и короткого, чем Птыш. Все очень возбуждены, но это возбуждение не здоровое: видно, что это реакция после нервной и физической перегрузки, радость, что все-таки спустились благополучно, хотя уже и не чаяли. А второй группы нет. "Ничего, спустятся" - говорит Роман - "У них маршрут малость подлиннее нашего".

Спустились. Но не все. Где-то уже в двенадцатом часу прибежали сверху лишь двое - Космачев и один из его участников. "Наверху авария, раненый с товарищем на полочке немного ниже середины гребня. Мы побежали вниз за спасотрядом, а вы поднесите им утром пораньше теплых вещей, а то они там замерзнут, и попить горячего". УКВ-радиосвязи у альпинистов тогда еще не было.

Мы поспали часика два, накипятили, залили в емкости и закутали кофе с молоком, и затемно вышли наверх. Добрались до пострадавшего с товарищем довольно рано. Пострадавший с ушибами и переломом лежал на полочке с импровизированной шиной, фиксирующей перелом и закутанный в немногое, что было с собой. Он был в удовлетворительном состоянии. Его товарищ рядом в штормовке практически на голом теле совершенно окоченел. Он не мог сказать нам ни слова, не мог даже разжать окоченевшие челюсти, чтобы глотнуть кофе - это удалось сделать только с нашей помощью.

Выпив несколько кружек горячего кофе и одев принесенные нами теплые вещи, парень смог рассказать нам, как было дело. Пройдя сравнительно небольшую часть гребня, инструктор Космачев убедился в очевидном: группа третьеразрядников сильно уступает ему и физически и технически и явно не способна засветло пройти маршрут. Тогда он принял "соломоново решение": взять с собой сильнейшего и вдвоем рвануть в темпе на вершину, а оставшаяся двойка пусть идет, как может. Первая двойка быстро скрылась за очередным перегибом, а оставшаяся ползла, как могла, все же стараясь не очень отстать, и, наконец, слабейший сорвался на заснеженной скале. Обеспечить надежную страховку эти ребята не очень умели, и их спасло только чудо - веревка сама захлестнулась за случайный выступ, и падающий задержался на наклонной полочке. Оставшийся целым товарищ смог надежно закрепить веревку за выступ, но поднять и уложить поудобнее сорвавшегося он уже не мог. Докричаться до ушедшей вперед двойки он также не смог. В таком положении они провели несколько часов, пока первая двойка, поднялась на вершину и спустилась до них. Кстати, первая двойка оставила на вершине записку о восхождении всех четверых, совершив, таким образом, подлог.

Согрев и подкормив пострадавшего с товарищем, мы дождались спасателей. Во главе небольшой группы подошел начспас Хаджик - Хаджи Магомедов - единственный из местных жителей, ставший мастером спорта по альпинизму и профессиональным спасателем. Они поднесли медикаменты и специальное тросовое снаряжение для спуска пострадавшего с сопровождающим по отвесу - наиболее быстрый и надежный путь спуска был по прямой линии с гребня по стене. Хаджик быстро забил и сблокировал несколько надежных крючьев и подвесил к ним блок-тормоз с зажимом-лягушкой. Пострадавшему сделали более качественную перевязку с шиной и укол морфия. Его можно было спускать самым простым способом - с помощью рюкзака - носилок. В этом случае вниз идет один сопровождающий, который регулирует спуск, отталкиваясь ногами и руками от скал, а пострадавший висит у него за спиной. Точка крепления к тросу находится между пострадавшим и сопровождающим, так что оба висят на тросе, не нагружая друг друга.

В качестве сопровождающего с пострадавшим вниз пошел я. Трос через блок-тормоз выдает спасатель находящийся наверху, он же регулирует темп движения. Если у сопровождающего нет с ним связи, то спуск становится очень напряженным. Сейчас сопровождающий имеет радиотелефон и может корректировать спуск. Тогда этого не было, и, спустившись на 2-3 десятка метров, я потерял возможность влиять на режим движения и даже иметь хотя бы информацию об этом режиме. Помимо всего прочего, к началу спуска гору окутал густой туман, который скрыл все вокруг и приглушил все звуки. Без тумана спуск могли бы хоть как-то корректировать спасатели, ожидающие меня внизу на леднике.

Вверх от меня уходил натянутый трос, вниз - неровная стена с полками, карнизами, внутренними и внешними углами, которые внезапно возникали под моими ногами из густого молока. Хаджик наверху выдает трос по возможности равномерно, но из-за сложного рельефа стены, которая не отвесна, мне трудно столь же равномерно спускаться. Иногда рельеф вынуждает к небольшим маятникам, появляется возможность дополнительного трения и даже заклинивания троса в трещинах у отколов. Страшно, что трос может сдернуть камень. Хорошо, если бы можно было иногда попросить приостановить выдачу, чтобы осмотреться и чуть подумать, но это невозможно. Хуже всего, однако, горизонтальные полки. Когда ноги попадают на полку, на тросе сразу же образуется слабина, а ты вдруг начинаешь ощущать на себе вес пострадавшего. Такую полку необходимо максимально быстро "пробежать" и снова загрузить трос, пока слабина минимальна. Иначе будет рывок, которого могут не выдержать крючья и даже трос. А связи нет! И снизу меня никто не видит.

Трос для удобства его транспортировки вверх по сложному рельефу нарезан кусками по 120 метров с коушами на концах для быстрого соединения при помощи специальных соединителей. Когда кончается один кусок, трос закрепляют "лягушкой", разгруженный конец сращивают с новым куском, и затем нагрузка плавно снова переносится на тормозной барабан. Процедура не долгая, но все же занимает минут пять. И вот в момент такого сращивания мы как раз оказались на полке. Я не могу нагрузить трос, откидываясь от скалы на краю полки, для этого слабины не хватает. Стоя на полке, я могу это сделать, только подогнув ноги, но тогда я не смогу быстро выйти на край полки, когда трос начнут выдавать и слабина станет угрожающей. Так что все 5 минут пришлось стоять на выпрямленных ногах, держа на себе полный груз, в состоянии бегуна на сто метров после команды "На старт! Внимание!:". Этот вроде бы пассивный спуск вымотал меня больше, чем мог бы это сделать подъем по скалам на ту же стену.

Внизу подо мной оказалась широкая трещина - рантклюфт, - и нас бы опустили туда, если бы не подключилась встречающая внизу группа с радиостанцией, имеющая связь с верхом и помогшая нам миновать рантклюфт. Пострадавшего положили в акью и быстро покатили вниз по снегу. Я пошел с ними до хижины.

Как положено, несчастный случай разбирала специальная комиссия, которая должна была определить причины и выработать рекомендации по мерам предупреждения подобных событий в будущем. Кроме того, она должна была определить виновников (если они есть) и меры наказания для них. Мы также подали в нее свое мнение. Случай, безусловно, вопиющий. Учебная группа альпинистов низкой квалификации под руководством инструктора вышла на восхождение по маршруту предельно высокой для себя категории сложности сразу после непогоды, когда свежий снег и лед на скалах дополнительно осложнили маршрут. Вышли поздно, по крайней мере, на 4 часа позднее предельного срока выхода на маршрут, рекомендованного в описании для нормального состояния маршрута. На маршруте, убедившись, что им не успеть совершить восхождение за световой день, инструктор взял в напарники сильнейшего участника и двинулся вверх вдвоем, бросив остальных без руководства и без связи. Два (точнее даже три) подряд грубейших нарушений правил безопасности горовосхождений, особенно недопустимых в учебной группе. В такой группе, в отличие от спортивной, ответственность целиком и полностью ложится на инструктора. Она может быть не только дисциплинарной, но и уголовной.

Мы с Сашей Колчиным были молодыми начинающими инструкторами из другого лагеря и не имели права силой остановить этих нарушителей перед выходом на маршрут, лишь пытались убедить их не выходить. Честно говоря, я думал, что они просто вернутся, не побывав на вершине, но они попытались добраться до нее любой ценой. По нашему мнению, посланному письменно в комиссию по разбору, за такие грубые нарушения, приведшие к серьезному несчастному случаю, инструктора надо было бы, как минимум, лишить инструкторского звания и понизить в спортивной квалификации. Однако Космачеву лишь запретили на один сезон ходить выше 3-й категории сложности! И говорят, что, узнав о наказании, Космачев заметил: "Ну что ж: надо собакам бросить кость!". Потом, в Москве, Космачеву, правда, "добавили", но немного, запретив еще временно и участие в Чемпионатах СССР.

Мне до сих пор не понятна такая исключительная мягкость. Это единственный случай в моей многолетней альпинистской практике. Ведь здесь учебная группа, которая полностью зависит от инструктора, и за которую тот отвечает головой! Всего тремя годами раньше на том же Птыше спортивная группа разрядников, выйдя вовремя, как положено, на спуске попала в резко начавшуюся непогоду и вынуждена была сесть на холодную ночевку. Дело в том, что в начале маршрута они для облегчения переобулись в такие удобные на скалах резиновые тапочки, оставив ботинки. Они думали мигом "сбегать" на гору по теплым сухим скалам и вернуться к ботинкам, но просчитались: слишком быстро налетел снежный шквал, и тапочки перестали держать. В итоге за ночь двое умерли от переохлаждения, а оставшихся в живых потом дисквалифицировали полностью и пожизненно. А виноваты они были гораздо меньше, чем Космачев, ведь он был инструктор!

В книге "Альпинисты Северной Столицы", выпуск 4, в статье рязанца Олега Кондракова, посвященной Льву Мышляеву, упоминается его сподвижник Олег Космачев, и есть такие слова, поясняющие, почему Космачев пропустил одно восхождение в команде Мышляева: "Отсутствие в команде Космачева объясняется тем, что его отстранили на два года от участия в Чемпионатах за: Сразу не сформулируешь. Представьте себе: молодой спортсмен, студент, 23 года, но за плечами уже ряд серьезных восхождений, золотая медаль в Чемпионате СССР по альпинизму - у некоторых это вызывало зависть и злобу. И вот, за несчастный случай в своей группе (перелом руки у участника) Олег Космачев на два года был отстранен от участия в Чемпионатах. Да еще получает "хлесткий удар", шрам от которого останется на всю жизнь: негативная статья в центральной печати - в праздничном номере "Огонька"".

Это "мелкое происшествие" с переломом руки у участника, послужившее поводом для проявления "зависти и злобы" нехороших альпинистских руководителей и есть то, что описано мной выше, так как именно этой аварии и спасаловке была посвящена статья в "Огоньке". Я свидетель и участник события, спускаясь вдвоем с пострадавшим по стене на тросе, я обсудил непосредственно с ним все восхождение и аварию и за подробности ручаюсь. Предоставляю читателю судить о роли и мере вины Космачева - в альпинизме ученика Ерохина, - и надеюсь, что Кондраков сможет, наконец, сформулировать, хотя бы для себя, почему в команде Мышляева не оказалось Космачева.

Не излишне жесткое, а наоборот, чересчур мягкое наказание сослужило Космачеву плохую службу. Он отличный спортсмен-фанатик, идеальный партнер для Мышляева, для восхождения в двойке с ним, но и только. К инструкторской работе с малоопытными разрядниками и вообще к восхождениям вместе с людьми более слабыми, чем он сам его и близко подпускать нельзя!

АЛЬПИНИСТСКИЕ ЛАГЕРЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Вадим Аранович,
инженер, КМС

В нынешнем 2006 году исполняется 70 лет с того момента, когда альпинизм и туризм передали в веденье Всесоюзного Совета по физической культуре и спорту и, тем самым ввели их в общую систему спортивной подготовки. Это означало и введение единых норм, и финансирование, и организационную поддержку государства. В основу всего (в частности альпинизма) было положено создание сети постоянно действующих лагерей. Эта система не имела аналогов в других странах и, как мы знаем, доказала свою эффективность (несмотря на известные недостатки излишней заорганизованности).

Летом 1936 г. в горах работают уже 9 учебно-спортивных альплагерей. В каждом - были созданы общественные (добровольные) спасотряды из самых квалифицированных инструкторов альпинистов, прошедших специальную подготовку по технике и тактике спасательных работ.

Но началось это раньше1/.

1931 - Ленинградцы, несмотря на недостаток опыта и отсутствие снаряжения (спальные мешки шили сами, веревки брали у пожарников, вместо штормовых костюмов доставали проолифенные балахоны, трикони делали вручную из петель оконных форточек), провели первую учебную экспедицию городского ОПТЭ в ущелье Дых-су. Участники экспедиции проходили обучение на скальных, ледовых и снежных склонах, а затем совершали восхождения. Ленинградская горная секция направила группу во главе с И. Юрьевым в район Гвандры, послала своих представителей в школу инструкторов (В. Буданов, В. Недокладов, П. Настенко, К. Нарбут, К. Дубков). Действовали альпинисты города Ленина и в районе Домбая (группа В. Митникова) и в Сванетии (группа А. Изергиной).

В сезоне 1931 г. ленинградцы добились победы над многими вершинами Кавказа.

Появилась новая форма учебных мероприятий - учебные альпинистские лагеря. Они были представлены небольшим лагерем Московской кинофабрики "Совкино" в ущелье Шхельды (нач. Б. Кудинов) и экспедиционным лагерем Ленинградской горной секции ОПТЭ в ущелье Дых-су (нач. В. Нёдокладов, зав. учебной частью Б. Делоне). В отличие от современных, эти лагеря имели всего несколько палаток, установленных на выбранной площадке и предназначенных для использования в течение всего сезона. Но уже тогда стало ясно, что это прогрессивная форма, позволяющая организовать планомерную подготовку альпинистов. С этого года особенно четко наметились два основных направления развития советского альпинизма - учебное и спортивное. Оба направления и поныне неразрывно связаны между собой: учебные готовит молодежь, которая с накоплением опыта пополняет спортивный альпинизм, лучшие же спортсмены помогают в подготовке кадров инструкторов и тренеров.

1932 - Ленинградцы из своего лагеря в Дых-су выполнили восхождения на окружающие его вершины, а в районе Западного Кавказа взошли на Эрцог (группы А. Вальтера, Г. Великсона, Е. Белецкого), Большой Джаловчат (группа Е. Белецкого), Малый Домбай-Ульген (группа Г. Великсона), Буульген и Чотчу (группа В. Митникова), Клухор-баши (группа В. Корзуна). Ряд восхождений совершили члены экспедиции Ленинградского ОПТЭ в районе Архыза (рук. А.Г. Громов).

1934, февраль - Горная секция ленинградского ОПТЭ (рук. проф. Делоне Б.Н.) приняла решение2/: "Поднять массовое движение за альпинизм среди молодежи" и возникла идея организации альпинистского лагеря. Решение этой задачи взяли на себя краснопутиловцы. За создание высокогорного лагеря выступила газета "Смена". Материальные затраты по созданию лагеря приняли на себя профсоюз работников машиностроения и ленинградский совет ОПТЭ. Местом лагеря была выбрана поляна Штулу в верховьях р. Черека.

Около 200 альпинистов подготовил за три смены первый ленинградский лагерь в Штулу. Участники и инструкторы лагеря совершили ряд интересных восхождений. Они поднялись на Фитнаргин, Гюльчи, Башха-ауз, Каяшки-су-баши и Суган.

Основная заслуга этого лагеря состояла в том, что он на практике
подтвердил жизненность новой формы альпинистского мероприятия - формы, ставшей впоследствии одной из основных для советского альпинизма.

Лагерное обучение и подготовка альпинистов завоевали себе прочное место в жизни спортсменов. Учебная и воспитательная работа в лагерях постепенно превратилась в стройную систему.

1935 - Процесс организации второго ленинградского лагеря на поляне Штулу протекал с большими трудностями. Начальником учебной части был утвержден В. Сасоров - один из виднейших альпинистов Ленинграда. Наряду с учебной работой лагерь снова удачно разрешил также ряд спортивных задач. Восхождения на Санзыркаю, Гюльчи и ряд других вершин, сделанные инструкторами лагеря, говорят о возросшем спортивном мастерстве ленинградских альпинистов.

Хвастливые австрийские альпинисты Фрайсль и Петерка, приехавшие в 1935 г. на Кавказ, поднялись на Айламу и заявили, что пройдет еще 20 лет, прежде чем русские повторят их восхождение, но... меньше чем через 20 дней записка самоуверенных иностранцев была снята с вершины Айламы ленинградскими альпинистами. В. Сасоровым и И. Федоровым. Вскоре они же сделали траверс Коштан-тау, одно из труднейших восхождений в этом районе.

Организационные рамки ОПТЭ тормозили дальнейшее развитие массового альпинизма и горного туризма.

1936 - Постановление ЦИК СССР от 17.04.36 о ликвидации ОПТЭ и передаче альпинизма и туризма под контроль Всесоюзного Совета по физической культуре и спорту ввело альпинизм в общую систему советской физической культуры и спорта. Вся практическая работа по альпинизму в профсоюзах была возложена на Бюро физкультуры ВЦСПС.

На городском активе была избрана городская секция альпинизма. Секция приняла решение: добиться организации альпинистского лагеря теперь уже Ленинградского совета физкультуры. Совет физкультуры удовлетворил ходатайство секции. Лагерь был устроен на этот раз у подножья вершины Гвандра.

Еще с зимы в Ленинградском индустриальном институте (ЛИИ, позже - Политехнический институт) шли деятельные приготовления к организации второго ленинградского лагеря - лагеря Института. Это мероприятие возглавлял А. Кельзон... В июле на небольшой поляне, в Домбае, выросли палатки лагеря ЛИИ. Оба лагеря удачно разрешили задачу подготовки новых альпинистов-ленинградцев.

Е. Белецкий и И. Федоров уехали на Памир для участия в попытке восхождения на пик Ленина. Во время этой поездки они вдвоем совершили первовосхождение на пик Дзержинского. Чертов, Недокладов, Трапезников и Салтыков сделали восхождение на Айламу. Калинкин и Великсон - на Дых-тау. Ленинградские альпинистки Потапова, Нарбут и Сидорова восхождением на главную вершину Домбай-Ульген открыли первую страницу в истории восхождений женщин.

В том же 1936 г. открылись еще два новых ленинградских лагеря: спортивного общества "Наука" в Домбае и Ижорского завода в Гвандре.

1937 - Рост альпинистских секций в Ленинграде заставил серьезно подумать о расширении подготовки кадров. Поэтому летом 1937 г. Ленинградский комитет по делам физкультуры и спорта организовал две школы: младших инструкторов в Гвандре и старших инструкторов в Безенги. Школы закончили свою работу рядом спортивных восхождений, из которых следует отметить "взятие" Далара и Двойняшек - в Гвандре; Шхары и Дых-тау - в Безенги. Ленинградки Потапова, Изергина и Сидорова сделали восхождение на Дых-тау (второе женское восхождение).

1938 - прошел под знаком растущей активности низовых секций и спортсменов-альпинистов. Три лагеря спортивных обществ: "Наука", "Авангард" и "Электрик", школа "Науки", ряд выдающихся спортивных восхождений, траверс Безенгийской стены, Шхары и Мижирги, восхождение женской группы на Тихтенген, и штурм северной стены Домбай-Ульгена - все это является ярким показателем роста советского альпинизма. В горах отрылось 53 лагеря, из них 24 - профсоюзных спортивных обществ (Рототаев, 1977, с.104). Начиная с этого года, альпинистские лагеря, все больше централизуются.

1939 - к летнему сезону самостоятельные ленинградские лагери прекратили свое существование. В горах работает уже - 40 учебно-спортивных альплагерей, в каждом - общественные спасотряды. В конце года в Москве заново пересматривались все положения по альпинизму. В работе комиссии, созданной Всесоюзным комитетом по делам физкультуры и спорта, пришлось принимать участие и мне (Далее из воспоминаний В. Буданова - прим. ред.).

":Работа комиссии совпала с началом войны с Финляндией. Вернувшись из Москвы, я узнал о первых добровольцах лесгафтовцах, ушедших на финский фронт. Организовав в Институте холодильной промышленности, где я работал, группу добровольцев, 3 января я тоже отправился на фронт. Мы были включены в состав 1-го лыжного батальона Ленинградские альпинисты один за другим вступали в лыжные отряды.

В боях с белофиннами героически погиб командир одного из отрядов - альпинист ленинградец П. Власов.

Доблестные войска Ленинградского фронта прорвали линию финских укреплений и победоносно закончили войну. Альпинисты снова готовились к выезду в горы. Выдержав фронтовой экзамен, ленинградцы отправились сдавать другой экзамен - на степень альпинистского спортивного мастерства. В 1940 г. 15 ленинградцев сделали траверс обеих вершин Ушбы.

Началась Великая Отечественная война. Альпинисты Ленинграда воевали на "большой" и "малой" земле, защищая свой любимый город, воевали на Крайнем Севере, воевали в горах Кавказа и Карпатах. Многие были ранены в боях, многие не вернулись. Погибли некоторые из организаторов ленинградской секции, чьи имена были известны далеко за пределами Ленинграда.

Отдали жизнь за Советскую Родину И. Федоров, К. Соболев, С. Аскинази; героически погибли и рядовые альпинисты - Макоткин, Кожин, Рыжиков и др.

К лету 1945 г. Ленинградская секция была очень малочисленна. Нужно было работать, чтобы снова достичь довоенного уровня развития:".

Члены секции альпинизма спортивных обществ "Наука", "Локомотив", "Химик", "Молния", "Большевик", "Буревестник" и др. снова появились зимой на заснеженных склонах Кавголова (дачный поселок под Ленинградом - излюбленное место горно-лыжной тренировки). Снова, как до войны, фигуры альпинистов, которых легко было узнать по огромным рюкзакам, скользят, взметая снежную пыль на слаломной трассе альпинистского троеборья (соревнования, включающие слалом, скоростной спуск и прохождение дистанции. Участники соревнований выполняют упражнения с рюкзаками, а скоростной спуск - в связках) или, ломая ветки, пробираются по зарослям Карельского перешейка. Снова фамилии ленинградцев мелькают в сообщениях о покоренных вершинах Памира и Кавказа.

Поскольку в данной статье мы не ставили задачу отразить всю историю и деятельность альплагерей, а лишь хотели напомнить о годах становления нашего альпинизма, - на этом мы и закончим обзор. Добавим лишь, что альплагеря не остались навсегда в ведении Бюро физкультуры ВЦСПС, а именно:

1958 - ВЦСПС передает все а/л в ЦТЭУ: (Рототаев, с.161).

1960 - 9.09.60 ВЦСПС передает а/л ЦТЭУ в ведение ДСО профсоюзов.

А что теперь - все знают. И об этом лучше ничего не говорить!

--------------------------------------------------------------------------------

1/ П.С. Рототаев. К вершинам (хроника советского альпинизма): М., 1977.
2/ В.А. Буданов - в статье Ежегодника Советского альпинизма за 1949 г.