Альпинисты Северной Столицы

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

Архив рассылки.

Альпинисты Северной столицы. Выпуск 261.

Анонсы новостей и публикаций
(по состоянию на 06.10.2007г.)

Открыт новый раздел "Так было в СССР". Если Вы пожелаете, то мы опубликуем любые материалы. Пишите нам, если Вам есть чем поделиться о своем прошлом.

БРОКЕНСКИЕ ПРИЗРАКИ НА ДОМБАЙ-УЛЬГЕНЕ. Владимир Пестов - экономист, КМС. В 2006 году исполнилось бы 85 лет со дня рождения Бориса Николаевича Семёнова. Он родился в 1921 Участвовал в Великой Отечественной войне, был награждён боевыми орденами и медалями.

Альтернативы социализму не существует. Владимир Бортко, автор великолепной экранизации булгаковского "Собачьего сердца", популярных сериалов "Бандитский Петербург", "Идиот", "Мастер и Маргарита", вступил в ряды КПРФ.

БРОКЕНСКИЕ ПРИЗРАКИ НА ДОМБАЙ-УЛЬГЕНЕ

Владимир Пестов - экономист, КМС

В 2006 году исполнилось бы 85 лет со дня рождения Бориса Николаевича Семёнова.

Он родился в 1921 Участвовал в Великой Отечественной войне, был награждён боевыми орденами и медалями. После войны окончил Московский институт физкультуры, жил и работал в Волгоград, где многие годы возглавлял кафедру физвоспитания Волгоградского Медицинского института.

В Москве в институте Б. Семёнов учился вместе с Борисом Рукодельниковым и Николаем Кузьминым. Прекрасно подготовленные физически, координированные и выносливые (в институте их специализацией были лыжные гонки), они увлеклись в конце 40-х годов альпинизмом и в короткий срок выполнили нормативы 1-го разряда, а в середине 50-х стали МС СССР и инструкторами по альпинизму. Несколько сезонов они вместе работали в Школе инструкторов на Кавказе, которой в то время руководил Е.А. Белецкий. Команда в составе Н. Кузьмин, И. Леонов, Б. Рукодельников и Б. Семёнов в 50-е годы разработала тактику скоростных восхождений по сложным маршрутам и успешно воплотила её на практике. Это явилось значимым вкладом в развитие советского альпинизма. Сторонники прежней тактики обвиняли их в пренебрежении страховкой, но это не соответствовало действительности. Надежность и безопасность в команде были на самом высоком уровне.

Я познакомился с Б.Н. Семеновым в 1964 г. в а/л "Алибек". В тот сезон он работал с разрядниками. Вместе с ним в лагере работала его жена Надя Кашкина, тоже инструктор альпинизма и МС СССР - высокая, стройная блондинка, настоящая русская женщина - красавица, из тех, о которых так образно написал Н.А. Некрасов: "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". При них в "Алибеке" находились их дочери-двойняшки, возрастом около 4 лет, и Надина мама - все семейство. Борису Николаевичу было уже 43 года, он несколько погрузнел, хотя был в хорошей физической форме, водил разрядников на спортивные восхождения 2-4 к/тр., а все свободное время проводил на спортивной площадке, азартно играя с молодыми в баскетбол.

Сезон 1964 сложился для меня в плане восхождений успешно. Но примечательным и памятным он стал потому, что эти восхождения я совершал с интересными, самобытными людьми, а на одном из них мне повезло наблюдать удивительное и редкое природное явление, которое известно как "брокенские призраки" (по названию горы Brocken, где оно было впервые увидено и описано - см. P.S. Примечание). Я провел в горах почти 40 сезонов в различных районах, но увидеть "призраков" удалось лишь один раз.

В 1964 в а/л "Алибек" приехала многочисленная команда ЛГУ во главе со своим постоянным руководителем С.М. Саввоном, тренером А.Г. Громовым и молодые разрядники из альпсекции ЛГУ. Вместе с командой приехал и ее идейный вдохновитель и участник большинства экспедиций А.Д. Александров - МС СССР, академик, ректор ЛГУ.

На тот период команда ЛГУ (фактически, это была сборная ленинградского "Буревестника") имела заслуженную репутацию одной из сильнейших высотных команд Союза, успешно выступала в первенстве СССР по альпинизму в высотном классе1/: 1960 - 1 место, 1961 - 3 место, 1962 - 2 место. Несмотря на то, что некоторые члены команды имели серебряные и бронзовые медали первенства Союза и много восхождений 5 к/тр. (К. Быков, Я. Рукин, В. Рудаков, И. Драбкин, А. Данилов), мастеров спорта в команде практически не было. Кому-то по действовавшей тогда классификации не хватало восхождений 2 или 3 к/тр., кому-то "руководства". Ликвидировать эти пробелы (как мы тогда говорили, "забить клеточки") и было одной из задач тех сборов в "Алибеке". Начучем альплагеря в 1964 была Г.А. Павлова (жена С.М. Саввона), а сам С.М. Саввон возглавлял отряд разрядников - это создавало благоприятные условия для достижения поставленных целей.

Формально я не входил в состав команды и секции ЛГУ, но осенью 1963 и зимой-весной 1964 тренировался вместе с командой. В ходе этих тренировок и общения со многими участниками сложились хорошие товарищеские отношения. Особо взаимноприязненные отношения сложились у меня с Валерием Рудаковым. Этому способствовало еще и то, что в 1961-1962 гг. он был председателем секции альпинизма ЛОС СДСО "Буревестник", а я по его рекомендации, неожиданно для себя, сменил его на этом посту в 1963-1965 гг. (возможно, за давностью лет я несколько смещаю даты). Мы возлагали много надежд на предстоящий сезон, и я рассчитывал на совместные восхождения. В "Алибеке" сложилось все несколько иначе, после совместных тренировочных восхождений команда в составе А. Данилов, И. Драбкин, В. Рудаков, С. Тихвинский вышла на траверс Аксаутов 5б к/тр. Из-за непогоды восхождение оказалось длительным и трудным, и ребята после него несколько дней отдыхали.

У меня оставалось мало времени и опять срывалось восхождение на первую "пятерку", которое давало право на сложные восхождения. И здесь Г.А. Павлова нашла смелое и оригинальное решение. Она пригласила Б. Семенова и сказала: "Борис, ты все говоришь, что хотел бы сходить на "пятерку"? Пойдешь с ним на траверс Домбая по 5а?". И показывает на меня. Надо сказать, что мы были с ним мало знакомы, но тренировочные восхождения разрядников были совместные. Борис Николаевич критически осмотрел меня и сказал: "Пойду". Г.А. Павлова ответила: "Тогда иди и принимай у Пестова экзамен на первую "пятерку" на скалы, а завтра на гору". И мы пошли готовиться. На следующий день после обеда мы вышли и, не спеша, засветло подошли на ночевки под маршрут.

Встали рано. Нам дали новый австрийский примус "Фебус", который в этом сезоне впервые поступил в лагерь и перед этим был у ребят на Аксаутах. Я благополучно его раскочегарил, сварил чай. Мы подкрепились и около пяти часов утра начали восхождение. Маршрут был чисто скальный, хорошее лазание, погода нормальная. Мы организовали надежное взаимодействие и двигались достаточно быстро. Скалы сухие, и только в одном месте на всем маршруте в расщелине находился лед, который можно было растопить и приготовить еду. Но когда мы подошли к этому месту, расположились на обед и я попытался разжечь примус, у меня ничего не вышло, сколько я ни старался. Семенов ворчал, что нечего было прельщаться заграничными штучками, стоило взять наш обычный примус. Пришлось, как говориться, "не солоно хлебавши", продолжить восхождение. Для меня это особой проблемы не составляло, а вот Бориса Николаевича начала мучить жажда. Как выяснилось впоследствии, В. Рудаков перед тем, как передать мне "Фебус", попросил кого-то из своей команды заправить его бензином, а тот забыл. И у нас оказался примус с остатками бензина от их восхождения.

Я все ждал ключевого места маршрута - "психологическую стенку", при прохождении которой 8 марта 1960 г. в результате срыва погиб Игорь Ерохин и три участника его команды. (Двое - В. Божуков и А. Белопухов остались в живых). Погода стала портиться, спустилась облачность, и когда я спросил Семенова: "А когда же будет "стенка"?", он ответил: "Да мы только что ее прошли". Оказывается, она действительно "психологическая", т.е. когда выходишь на узкую полочку и перед тобой стена около 5 метров, а под тобой километровый отвес - это производит впечатление. Так как все было затянуто облаками, отвеса я не заметил и прошел стенку как обычное сложное место, хотя шел первым.

Во второй половине дня, когда мы уже находились недалеко от вершины, разразилась сильная гроза и Семенов принял решение встать на ночевку, т.к. в вершину били молнии. Утром встали рано, собрали палатку и без всякого перекуса двинулись к вершине. Туда вел довольно пологий гребень, и мы шли одновременно. Над нами было абсолютно чистое небо. Я первым вышел на вершину и обомлел! Вершина обрывалась двухкилометровым отвесом. И вот представьте: над нами чистое светлое небо, а внизу, будто, всего в 3-5 метрах сплошная, плотная, темно-синяя до черноты масса - спрессованная облачность - кажется, по ней можно идти. И вот на этой подушке я вижу свою фигуру в виде темного конуса, на верху которого круглая голова, а вокруг нее цветной, как бледная радуга, нимб.

Брокенский призрак

Если бы В. Рудаков и те, кто был с ним, не рассказывали о том, что видели подобное на Аксаутах, я, вероятно, решил бы, что мне это лишь привиделось. Я закричал: "Борис, иди быстрее!" Он подошел, и, увидев это явление, сказал: "А что Володя, может быть, мы за наши муки уже на небеса вознеслись?". Под муками он имел в виду мучавшую его жажду.

В этом явлении интересно еще то, что каждый видит только одно свое изображение, а стоящего рядом не видит. Мы махали руками, и это отражалось на изображении. К сожалению, у нас не было с собой фотоаппарата. Думаю, что нимб на иконах происходит от этого оптического явления. Некоторое подтверждение этому я нашел в литературе. Трудно описать словами это необыкновенное явление и впечатление, которое оно производит. Здесь нужна кисть Н. Рериха.

Дальше все было обычно. На спуске по 3б мы встретили группу разрядников из а/л "Красная звезда", которые поднимались на вершину. Руководил ими инструктор Николай Гультяев, ученик Семенова. Узнав о нашей жажде, он сказал, что они на ночевке оставили примус и бензин и мы можем ими воспользоваться. Что мы и сделали. И пока не выпили две кастрюли чая, Семенов идти отказывался. В лагере нас ждала теплая встреча.

Еще одно памятное для меня восхождение совместно с Семеновым было в 1965 г., в том же а/л "Алибек", сразу после окончания мной школы инструкторов. Начучем лагеря работал тогда Борис Леонидович Рукодельников. Они с Семеновым решили, как говорится, вспомнить молодость, и сходить на траверс Джуг, 5б к/тр. Приурочили это к пересменку, т.к. начучу отсутствовать в лагере не рекомендовалось. Перед этим группой в составе Б. Рукодельников, С. Тихвинский, Р. Тихвинская и я мы сходили на вершину Алибек-Баши по 3а к/тр. для схоженности. На траверс вышли в составе Б. Рукодельников, Б. Семенов, Р. Тихвинская и В. Пестов. После двух дней восхождения, когда мы уже прошли большую и сложную часть траверса (В и З вершины и пик Митникова), ночью разразилась непогода, поднялся сильный ветер и начался снегопад. Утром, когда мы попытались продолжить восхождение и вылезли из палатки, обнаружили, что видимости практически нет, скалы заснежены. Решили переждать непогоду и в этом ожидании провели в палатке весь день и следующую ночь. Утром четвертого дня восхождения погода несколько улучшилась, но было ясно, что, хотя впереди был несложный троечный гребень и спуск по леднику, в условиях плохой видимости и свежевыпавшего снега за день пройти этот путь, и тем более вернуться в лагерь, мы вряд ли успеем.

Из лагеря по рации нам довольно настойчиво напоминали, что смена началась и присутствие начуча и трех инструкторов весьма желательно. И два Бориса приняли решение начать спуск по снежным склонам прямо к нижней части ледника. Для меня это было первым уроком: отказаться от завершения восхождения бывает нужно не только тогда, когда это связано с большой опасностью и риском, но и тогда, когда этого требуют интересы общего дела. Конечно, мне было огорчительно лишаться "пятерочного" восхождения, но: Эта неприятность компенсировалась потрясающим спуском. Спускаясь, мы глиссировали по свежему снегу на достаточно крутых склонах. Я, как и большинство альпинистов, любил "глиссер", уже несколько раз катался на слаломных лыжах, но поспевать за Рукодельниковым и Семеновым оказалось очень трудно. Поначалу мы спускались в связках, но Семенов двигался значительно быстрее и дергал меня. Тогда мы развязались и вот тут началось: Оба Бориса - отличные лыжники - стали закладывать немыслимые виражи, спускаясь на одних пятках, развивая большую скорость и поднимая громадные буруны снега. Все это сопровождалось взаимными подначками, они резвились, как мальчишки. Раиса Ивановна, прекрасная лыжница, пыталась составить им конкуренцию. Я с восторгом наблюдал это зрелище, но безнадежно отставал. Спускались мы на ледник в течение часа, но спуск этот запомнился мне "на всю оставшуюся жизнь".

В тот же день мы вернулись в а/л. Возможно, и это восхождение (вроде бы, неудачное) послужило основой той большой дружбы, которая связывает меня с Борисом Леонидовичем Рукодельниковым и всей его прекрасной семьей - женой Глафирой Константиновной и дочерью Машенькой (сейчас уже серьезной дамой, заведующей кафедрой восточных языков Московского гуманитарного университета) вот уже более сорока лет. В былое время мы встречались очень часто и в горах, и в Москве, и в Питере. В последние годы, к большому сожалению, встречи стали редкими, но каждая из них для меня праздник души.

С Борисом Семеновым после 1966 в горах мне встречаться больше не пришлось. Мы еще дважды виделись в Волгограде. Я запомнил его как человека с сильным характером, волевого и решительного и очень душевного. Очень тяжело говорить о нем в прошедшем времени. В 1994, когда еще только начинала формироваться служба МЧС в Волгограде, местные спасатели обратились к нему с просьбой продемонстрировать спуск "дюльфером". У большинства альпинистов, а тем более инструкторов, хранится личное снаряжение: палатка, ледоруб, веревка и т.п., с которым не раз ходил на восхождение и которому привык доверять. Было такое снаряжение и у Семенова. Когда к нему обратились с этой просьбой, он закрепил свою веревку и - устремился вниз из окна 5-го этажа: Веревка оказалась старой, не выдержала и лопнула. Он разбился.

Вот такая трагическая история.

Мы, его друзья и ученики, чтим его память - память о большом и светлом человеке.

P.S. Примечание редактора: В горном массиве Южной Германии - Гарце, находится гора, издавна пользующаяся дурной славой, - Брокен. Вершина с древних времён имела второе название - Хексентанцплац - "место пляски ведьм". Раз в году, в ночь с 30 апреля на 1 мая, здесь по легендам проходит шабаш ведьм - Вальпургиева ночь. Несмотря на небольшую высоту - 1142 метра, никто не осмеливался заходить на неё даже днём. Что же касается ночи, а тем более Вальпургиевой, то бросить такой вызов духам и ведьмам не решался никто и никогда!...

Однако, именно в эту страшную ночь, на вершине появляется гигант двухметрового роста. Восхождение было совершено на пари, что явилось прямым вызовом всем злым загробным силам: Восходитель был молод - 25 лет. Это был: Царь Московского царства, будущий первый Император Российской империи, Петр Алексеевич Романов (Петр Первый, Петр Великий).

И ещё одной уникальной особенностью отличалась вершина Брокен. Туманы, часто висящие на скалах горы, при боковом освещении создают фантастическое зрелище - многократно увеличенную проекцию человеческой фигуры на облаке. "Брокенские призраки" - с древних времён получил название этот феномен. Особенно мрачное зрелище бывает в лунную ночь:
--------------------------------------------------------------------------------

1/ См. книги "Ленинградцы - Чемпионы Советского Союза по альпинизму". - СПб. 2003. и "Ленинградцы - Призеры Чемпионатов Советского союза по альпинизму". - СПб. 2004.

Саганенко Галина Иосифовна (30.11.1940) - математик, доктор социологических наук, профессор; закончила математико-механический факультет ЛГУ (1963). Работает в Институте социологии РАН ведущим научным сотрудником. Первое восхождение - 1964, последнее - 1987. КМС по альпинизму (1969). Лучшие восхождения: Вольная Испания (по Мышляеву), 5б (1971); Чапдара С гр., 5б (1971); Бабеля, 5б (1973); Ц. Замин-Карор, 5б (1977); Траверс Садко-Казахстан, 5а+1(1981);. Инструктор c 1968, 2-я категория (1980); проработала 280 дней. КМС по скалолазанию (1967) - семикратная чемпионка Ленинграда по скалолазанию, второе место на ВЦСПС (1970 - парная гонка). Тренеры: Егоров Виктор Павлович и Старицкий Владимир Георгиевич.