Альпинисты Северной Столицы




Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

 

 





Альпинисты Северной столицы. Выпуск 299. 
Анонсы новостей и публикаций
(по состоянию на 28.06.2008г.)

Мифология Кайласа
Самая священная гора Азии, Кайлас (6174 м), возвышается в одиночестве над высокогорным плато Западного Тибета. В районе Кайласа нет никаких сравнимых с пиком гор, здесь он царствует безраздельно.
Тибет— занимает юго-зап. часть Китайской империи; граничит на В и СВ с провинциями Юнь-нань, Сы-чуань и областью Куку-нор, на СЗ — с Восточным Туркестаном, на З и ЮЗ — с Ладаком, Кашмиром и Индией, на Ю — с Непалом, Сикимом, Бутаном, Ассамом и Бирмою. 
Тибет— занимает юго-зап. часть Китайской империи; граничит на В и СВ с провинциями Юнь-нань, Сы-чуань и областью Куку-нор, на СЗ — с Восточным Туркестаном, на З и ЮЗ — с Ладаком, Кашмиром и Индией, на Ю — с Непалом, Сикимом, Бутаном, Ассамом и Бирмою. Пространство — около 21 1/2 тыс. кв. геогр. миль, т. е. около 1200000 кв. км, с населением, вероятно, не превышающим 2 1/2 млн. У китайцев Тибет известен под именем Си-цзан, у монголов — Барон-тала ("западная страна") и Тубот, сами же туземцы называют свою страну Бод или Бод-юл, что значит "страна народа Бод". Самое раннее упоминание слова Тибет находится у арабского писателя Истахри (серед. Χ в.) в форме Тоббэт (у позднейших арабских писателей — Тюббэт, Тиббэт, Тибэт и Тhэббэт); из европейских писателей впервые встречается наименование это у Плано Карпини (1247), затем у Вильгельма Руисбрöкского и Марко Поло. 

Тибет представляет обширное вздутие, возвышающееся в среднем на 13000 фт. над ур. океана. Это высочайшее на земном шаре плоскогорье, ограниченное на Ю и С первоклассными горными цепями — Гималаями и Кунь-лунем, на В же и З переходящее в альпийскую горную страну, характеризующуюся глубочайшими падями, высокими горами, трудной доступностью долин даже там, где они обитаемы, и редкостью путей сообщения, которые в лучшем случае представляют тропу, проходимую для вьючного каравана. Кунь-лунь, хотя и уступает Гималаям высотой отдельных вершин, но превосходит их средней высотой своего гребня, определяемой, примерно, в 19000 фт. Он имеет характер гигантского, с ровным гребнем, вала и поражает однообразием слагающих его гор; впрочем, он утрачивает этот характер на обеих конечных частях своего простирания: к З от прорыва р. Юрун-каш он расчленяется, высылая к С в свою очередь сильно расчлененные глубокими ущельями и долинами отроги, к Ю же выделяя относительно менее высокие отроги, которые и связывают его на плоскогории Тибета с Кара-корумом, образуя здесь совместно с последним суровую горную страну, в которой гребни гор большею частью покрыты вечным снегом (высота снеговой линии здесь подымается до 17000 фт.), а пролегающие между ними перевалы, напр. Кара-корум и Кара-таг, достигают 18550 и 17700 фт. абсолютной высоты; на восточной окраине Тибета Кунь-лунь распадается на отдельные звенья, которые, то простираясь в виде мощных параллельных складок, то сталкиваясь между собой, образуют дикую, труднодоступную горную страну, переходящую за политическую границу Тибета и захватывающую область верхнего течения Желтой реки и Ян-цзы-цзяна. В средней своей части Кунь-лунь почти лишен предгорий. Составляющие его хребты тянутся или одной непрерывной цепью, кулисообразно заходя друг за друга (хр. Русский), или двумя (если исключить Алтын-таг) цепями (северная: хр. Токус-дабан, Московский, Колумба; южная: хр. Акка-таг, Пржевальского), которые сближаются в области массовых поднятий гранита [Шапка Мономаха и Джин-ри] и вновь расходятся под небольшим углом (северная: хр. Гарынга, хр. Торай, хр. Го-шили, хр. Бурхан-бода; южная: хр. Марко-Поло, хр. Шуга [Этот хребет дает отрог к С, почему Пржевальский и принимает его за третью, промежуточную складку Кунь-луня, говоря, что Кунь-лунь здесь тройной.], переходя засим к В от 97° вост. долг. от Гринвича в ту горную страну с запутанным горным рельефом, которая описана выше. Параллельно этим цепям, ограничивающим Тибет с Севера, со стороны Вост. Туркестана и Цайдама, на плоскогорье сев. Тибета проходит несколько хребтов, относимых также к системе Кунь-луня; это — хр. Куку-шили, в вост. своей части известный под именем Баян-хара-ула, хр. Домбуре, хр. Кангин, хр. Дачин-дачюм и хр. Тан-ла, поднимающийся на самкой высокой части Тибетского плоскогорья (см.). К Ю от этого последнего хребта подымаются уже горы, относимые к системам синийской и гималайской. К наиболее выраженным хребтам этих систем относятся: Нин-чэн-тан-ла, синийской системы, служащий водоразделом бассейнов: оз. Тенгри-нора и р. Яру-Цзамбо, и Ганг-дис-ри, гималайской системы (см.), являющийся водоразделом двух главнейших рек собственно Тибет — помянутой выше Яру-Цзамбо и Даргу-чу. Перечисленные выше хребты Кунь-Луньской системы, за исключением, однако, окрайних к Цайдаму и Вост. Туркестану, резче выражены в своих восточных частях, на З же относительная высота их понижается, склоны становятся пологими, и они постепенно переходят в холмистую страну сев.-зап. Тибета — самую бесплодную и недоступную часть описываемого нагорья. Эта часть известна под названием Хачи или Хорба; почва ее по преимуществу глинистая, реже глинисто-песчаная, то в большей, то в меньшей степени прикрытая черной галькой; пески встречаются весьма редко, да и то вдоль берегов местных водоемов — озер; воды плоскогорья Хачи не имеют стока в открытое море, а так как по характеру поверхности Хачи представляет ряд неглубоких котловин, разделенных плоскими водоразделами, то каждая такая котловина и служит замкнутым бассейном с озером посередине; все они имеют горько-соленую воду. Исследованы, точнее — посещены из них европейски образованными путешественниками весьма немногие, другие наносятся на карты на основании менее достоверных данных; в зап. части Хачи известны: Хорба-чо (17930 фт. над уров. моря), Ачи-чо (17150 фт.), Чароль-чо (16180 фт.), Манца-чо, поблизости к коим вычерчиваются на наших картах известные только по китайским источникам крупные озера — Ихэ-Намур-нор и Бага-Намур-нор, может быть, тождественные с вышеупомянутыми Ачи-чо и Чароль-чо; в центральной части плоскогорья Хачи известны поименно лишь немногие озера: Гашун-нор, Югук-чака, Гарин-чо, Чаргут-чо и др.; наконец, по маршруту принца Орлеанского и Бонвало следующие водоемы: оз. Монкальма (16270 фт.), оз. Арман-Давида (17370 фт.), оз. Чиб-шуан-чо (15980 фт.). 

Мифология Кайласа
Самая священная гора Азии, Кайлас (6174 м), возвышается в одиночестве над высокогорным плато Западного Тибета. В районе Кайласа нет никаких сравнимых с пиком гор, здесь он царствует безраздельно. Как из библейского рая, из района Кайласа вытекают четыре реки: Инд, Сатледж, Цангпо (или Брахмапутра) и Карнали. Священный Ганг также берет свое начало неподалеку, и в него вливается Карнали. К югу от Пенджаба сливаются Инд и Сатледж, и образовавшийся мощный Инд стремится к Аравийскому морю. Все четыре реки считаются тибетцами священными, еще более священными являются их истоки около Кайласа.
Бон
Для последователей древней тибетской религии Бон гора Кайлас и лежащее у его подножия озеро Манасаровар являются сердцем древней страны Шангшунг, где зародился Бон. Кайлас, который в Боне называется Юнгдрунг Гу Тзе (Девятиэтажная Гора Свастики), - это душа всего Бона, средоточие жизненной силы и главного принципа "Девяти Путей Бона". Здесь основатель религии небожитель Тонпа Шенраб спустился с небес на землю. Традиция Бона гласит:
"У подножия горы Юнгдрунг берут свое начало четыре реки, текущие по четырем направлениям. Гора окружена храмами, городами и парками. К югу находится дворец Барпо Согье, где родился Тонпа Шенраб, к западу и северу расположены дворцы, в которых жили его жены и дети. На востоке стоит храм под названием Шампо Лхатзе. Все дворцы, храмы, реки, сады и парки с пиком Юнгдрунг в центре составляют внутреннюю часть страны Олмо Лунгринг. Она окружена 12 городами, четыре из которых стоят точно на четырех сторонах света. За этими городами начинается внешний мир, окруженный, в свою очередь, океаном, а за ним - цепью неприступных снежных пиков. Единственным доступом в волшебный Олмо Лунгринг является "путь стрелы": перед своим посещением Тибета Тонпа Шенраб пустил стрелу сквозь внешние горы и проделал проход. Однажды Тонпа Шенраб, тогда уже авторитетный учитель доктрины Бона, преследовал демона, который украл у него лошадей. В погоне учитель прибыл в Тибет. В свой единственный визит сюда Тонпа Шенраб передал людям лишь некоторые ритуалы Бона, увидев, что страна еще не готова к получению более полного учения. Впоследствии шесть учеников Мучо Демдруга, преемника Шенраба, спустились в Тибет и принесли первые тексты Бона людям".

Известно, что страна Шангшунг существовала на самом деле в реальном Западном Тибете. Что же касается волшебной земли Олмо Лунгринг, многие исследователи привязывали ее к Кайласу и его четырем рекам, в земле на востоке от Горы Свастики они видели Китай, на юге - Индию, на западе - древнюю страну Уддиану (ныне - северный Пакистан и Афганистан, массив Гиндукуша), на севере - страну Хотан (сравни нынешний город-оазис Хотан в пустыне Такла Макан). Другие, однако, думают, что сказание о стране Олмо Лунгринг и горе Юнгдрунг указывает на трансцендентное, сверхъестественное происхождение традиции Бон. Кайлас же является отражением этой небесной (или потаенной) земли.

Буддизм
Буддистское описание вселенной помещает в центр гору Меру, она служит опорой небу. По четырем сторонам света от Меру расположены четыре континента. Наша Земля является южным из этих континентов. Очевидно, что Кайлас (Канг Римпоче, "Снежная Драгоценность" по-тибетски) может служить представлением о Меру, отображением Меру в нашем описании мира. Известно, что у многих народов есть понятие о "мировой горе" и "мировой оси", которая является центром и опорой всего мироздания. Есть много "реплик" Меру как мировой горы: Белуха на Алтае (по-алтайски она так и называется - "Уч Сумер", "Три вершины Меру"); гора Арарат (многие считают сегодня ее возможным местом библейского рая, известна ее роль во Всемирном Потопе); гора Музтаг (родовая гора шорцев) и т.д. Кайлас же выполняет роль такой мировой горы для всей Азии.
В XI веке на Кайласе утверждаются буддисты: учитель школы Кагью и поэт-мистик Миларепа в длительной серии состязаний в магическом искусстве побеждает своего боновского соперника Наро Бончунга. Следы этих магических битв до сих пор видны по пути вокруг Кайласа. Миларепа провел несколько лет в медитации в пещерах на склонах священной горы и так приобщил ее к буддизму. В XII веке стремительно растет присутствие школы Кагью в районе: строятся монастыри и храмы, множество паломников стекается отдать дань уважения самому священному из пиков Тибета. Для буддистов Кайлас, как и два других классических места паломничества в Тибете - Цари и Лапчи, является местом пребывания устрашающей манифестации Будды Шакьямуни - Демчога. Буддисты также провозгласили Кайлас Горой Свастики: свастика в буддизме - символ духовной силы, а пик в самом деле напоминает свастику. Круглый конус Кайласа почти симметричен, на всех его стенах отчетливо видны горизонтальные и вертикальные полосы-гребни, составляющие рисунок свастики. Возможно, это и есть первоначальное место рождения этого солнечного знака.

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.