Альпинисты Северной Столицы




Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования

 

 Альпинисты Северной столицы. Выпуск 343. 


Анонсы новостей и публикаций
(по состоянию на 02.05.2009г.)


КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОРАХ
Гусев Александр Михайлович (1912-1994) – Москва. Ученый, доктор физ.-мат. наук, профессор, заведующий кафедрой физики моря МГУ, которую он и создавал.

Наша планета Земля некогда была раскаленным шаром, который отдавал свое тепло в межпланетное пространство и постепенно охлаждался. В состав Земли входили различные химические элементы, и при ее охлаждении более тяжелые из них опустились вниз.

ОПАСНОСТИ ГОР
Антонович Иван Иосифович (1909-1994) – Москва. ЗМС – 1985. Родился во Владикавказе в семье офицера русской армии. По специальности преподаватель физкультуры.

Горы живут своеобразной жизнью. Кажущиеся издали мертвыми и недвижимыми, они находятся в непрерывном движении. Безмолвная тишина сменяется грохотом обвалов и ревом бури. Теплый солнечный день сменяется суровой, морозной ночью.

ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО ЛЬДУ, СНЕГУ И ФИРНУ
Ходакевич Сергей Ильич (1904-1974) – Москва, ЗМС СССР – 1949. Родился в Бобруйске в Белоруссии. До войны несколько лет работал инспектором альпинизма в ВЦСПС. Награжден медалями: «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945».

Ледники бывают открытыми, свободными от снегового покрова и закрытыми, у которых основная поверхность, в, частности трещины, покрыты снегом.

Клуб альпинистов «Санкт-Петербург» вновь готовит – треккинг к высочайшей вершине мира – к Эвересту. 
Смотрите Непал - удивительная страна...!!!. 
Выезд в Непал в октябре-ноябре 2009 года (в период самой устойчивой погоды…!).
Трек начнётся в столице Непала Катманду (фото Андреева). А далее Вы уведите удивительные горы Ама-Даблам и Эверест.
Цена – 1.200-1.600 долларов. 
Председатель Клуба альпинистов «Санкт-Петербург» Герман Андреев



КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОРАХ
Гусев Александр Михайлович (1912-1994) – Москва. Ученый, доктор физ.-мат. наук, профессор, заведующий кафедрой физики моря МГУ, которую он и создавал.

Наша планета Земля некогда была раскаленным шаром, который отдавал свое тепло в межпланетное пространство и постепенно охлаждался. В состав Земли входили различные химические элементы, и при ее охлаждении более тяжелые из них опустились вниз. Более легкие элементы всплыли на поверхность, они в первую очередь подверглись охлаждению, быстрее затвердели. В результате этого процесса образовались три основные оболочки Земли: застывшая оболочка из гранитов и базальтов; рудная оболочка из легких металлов и, наконец, ядро Земли, образованное тяжелыми металлами. Не сразу образовалась кора Земли. Во время застывания происходили бурные процессы, сквозь застывающую кору прорывались целые моря расплавленной массы. Эта масса в дальнейшем также застывала, образовавшиеся углубления заполнялись водой, возникали континенты и океаны.

Земля продолжала остывать. Ее внутренняя часть уменьшалась в объеме, и наружная каменная оболочка под действием силы тяжести опускалась и сморщивалась. На земной поверхности образовывались большие складки. Эти складки, порой достигающие громадных высот, и являются горными хребтами складчатого происхождения. Во время такого образования складок кора земли трескалась, и в отдельных местах опять извергались расплавленные массы. В таких местах нагромождались громадные конусы выброшенных материалов, образовывались горы вулканического происхождения.

Горообразовательные процессы происходили не везде и не всегда одинаково интенсивно и в одно время. Горы имеют свой возраст. Наиболее молодыми горными хребтами являются Альпы, Кавказ и Гималаи. Урал возник раньше этих гор, а Донецкий кряж является еще более древним.

И в наши дни земная кора не находится в состоянии покоя. Одни части ее медленно поднимаются, другие опускаются.

Наряду с горообразовательными процессами происходили и происходят процессы разрушения гор. Разрушающими факторами являются: ветер, изменения температуры и вода.

Изучение внешней оболочки Земли показало, что составляющие ее горные породы можно разбить на три основные группы: осадочные горные породы, изверженные горные породы, метаморфические (измененные) горные породы.

Продукты разрушения горных пород, сбрасываемые в море, и остатки организмов морских животных в течение многих тысяч лет отлагаются на дне океанов и морей, образуя мощные пласты осадков. Благодаря движению земной коры эти пласты поднимаются из морских глубин, осадки уплотняются, образуются осадочные горные породы. Основной характеристикой осадочных пород является их слоистость и однородность; все осадочные породы сравнительно мало прочны. Примером таких осадочных пород являются песчаники, известняки, галечники и глины.

Изверженные породы образовались при застывании расплавленной массы. Это очень прочные, монолитные породы, в которых отсутствуют всякие признаки слоистости. К ним относятся граниты, порфиры и базальты.

Метаморфические, или измененные породы образуются при изменении осадочных пород под действием большого давления и высокой температуры. Из этой группы можно назвать: сланцы (видоизмененные глины), мраморы (видоизмененные известняки). В них еще видны признаки слоистости. Прочность их меньше, чем прочность изверженных пород. Многие из этих пород весьма легко расслаиваются.

Процессы горообразования и разрушения создают рельеф гор. Во всяком горном хребте или в отдельной горе мы различаем: подножие, склон, гребень и вершину. Иногда в вершине сходятся несколько гребней. Часть гребня, заключенная между двумя вершинами, называется седловиной; если же через седловину идет тропа или вообще проходит путь с одного склона на другой, такая седловина называется перевалом.

Гребни очень часто используются как путь для восхождения на вершину, поскольку они наиболее безопасны от лавин и камнепадов. Крутой склон горы называется стеной. Отдельные скальные башни, преграждающие путь по гребню, называются жандармами.

На склонах гор могут встречаться различной глубины выемки и жолобы. Широкие выемки называются кулуарами и нередко бывают заполнены снегом или маленькими ледничками. Узкие кулуары называются жолобами. Широкая вертикальная трещина в скальном или ледяном склоне называется камином. Узкая наклонная или вертикальная трещина называется расщелиной. Со склонов гор и из широких кулуаров иногда стекают целые "реки" из больших и малых обломков горных пород, откалывающихся от склонов гор; эти каменные реки называются осыпями.

Горные хребты отделяются друг от друга ущельями или долинами. Если в этих долинах находились ледники, дно долин сравнительно плоское, долины заполнены моренами - высокими гребнями из крупных и мелких обломков, сцементированных песком или глиной.

Карта

Картой называется искаженное изображение на бумаге всей земной поверхности или части ее. Искажение происходит вследствие того, что сферическую выпуклую поверхность, образцом которой является поверхность Земли, нельзя без разрыва развернуть на плоскости, как например, нельзя растянуть на плоскости поверхность мяча, не порвав ее. Исключением является тот случай, когда на карте изображается очень небольшая часть земной поверхности, которую мы можем считать почти плоской.

Карты различаются по своему содержанию и по масштабам. По содержанию карты могут быть: экономические, физические, топографические, морские и специальные. Масштабом карты называется отношение, указывающее, скольким единицам длины на земной поверхности соответствует единица длины на карте. Так например, масштаб 1 : 100 000 указывает, что 1 см карты соответствует 1 км на земной поверхности. По принятым масштабам различают карты (1 : 500 000, 1 : 250 000, 1 : 100 000, 1 : 50 000) и планы (1:25000, 1:20000, 1:15000 и 1 : 10000).

Топографическая карта дает нам представление и о рельефе местности, который условно изображается отмывкой или горизонталями. В первом случае места, имеющие разные высоты, окрашиваются в различные оттенки зеленого и коричневого цвета. Более удобным способом являются горизонтали, которые дают возможность точно определить угол наклона земной поверхности. Горизонталями называется проекция на плоскость линий, соединяющих точки, имеющие одинаковую высоту над уровнем моря.

Для того чтобы отличить на карте впадину от вершины, пользуются условными черточками - бергштрихами, которые указывают направление склона. У каждой горизонтали ставится ее относительная или абсолютная отметка (высота над уровнем моря). Это дает возможность и без бергштрихов разобраться в рельефе. Зная расстояние между двумя горизонталями и превышение одной из них над другой, можно графически определить угол наклона поверхности.

Пользуясь картой, мы можем судить о рельефе местности, можем определить свое местоположение и выбрать правильный путь. Для этого надо ориентировать карту по странам света и определить направление на интересующие нас вершины или другую цель пути. Ориентирование по странам света производится с помощью компаса. Как известно, магнитная стрелка располагается примерно в плоскости меридиана, указывая одним концом на север, другим - на юг. Когда стрелка остановится, надо повернуть карту таким образом, чтобы северная часть карты совпадала с северным концом магнитной стрелки. (Обычно на карте север находится наверху, юг - внизу, восток - справа и запад - слева.) Любое направление на карте или на земной поверхности определяется азимутом. Так называется угол между каким-либо направлением и северным концом меридиана; угол этот отсчитывается по часовой стрелке, изменяясь в пределах от 0 до 360°.

Подробнее >>>

ОПАСНОСТИ ГОР
Антонович Иван Иосифович (1909-1994) – Москва. ЗМС – 1985. Родился во Владикавказе в семье офицера русской армии. По специальности преподаватель физкультуры.

Горы живут своеобразной жизнью. Кажущиеся издали мертвыми и недвижимыми, они находятся в непрерывном движении. Безмолвная тишина сменяется грохотом обвалов и ревом бури. Теплый солнечный день сменяется суровой, морозной ночью.

Когда человек попадает в горы, ему приходится вступать в борьбу со стихией - силой, во много раз превышающей физические силы человека. И в этой борьбе человек выходит победителем лишь тогда, когда он оказывается сильнее гор. Альпинист вооружается техникой, опытом, знаниями, силой своего разума и с этими могущественными средствами борьбы выходит победителем.

На каждом шагу альпинисту угрожают опасности как явные, так и скрытые. Чтобы преодолеть их и проложить путь к вершинам, альпинист должен многое знать, многое понимать и многое видеть; должен хорошо знать опасности гор, предвидеть их, заблаговременно разгадать и суметь избежать их.

Опасности гор условно разделяются на две группы: опасности объективные, существующие в горах сами по себе, и опасности субъективные, возникающие по причинам, зависящим от самого альпиниста. Объективные опасности в свою очередь могут быть разбиты на опасности общие и местные. Общие опасности могут угрожать всюду, независимо от рельефа и места; к ним относятся: дождь, туман, буря, гроза, темнота. Местные же опасности возникают лишь в определенных участках: это камнепады на скалах и со скал, лавины на снежных, фирновых и ледяных склонах, скрытые трещины на ледниках и т. д.

Одной из серьезнейших опасностей, с которой приходится бороться альпинисту в горах, является непогода. Гора, легкая для восхождения при хорошей погоде, становится очень трудной и опасной при непогоде.

Дождь
Во время дождя или после него небольшие горные ручьи превращаются в бурные и опасные потоки. Покрытые травой склоны гор становятся скользкими. Дождь делает неустойчивыми мелкие осыпи, которые при длительном, хотя бы небольшом дожде начинают оползать, иногда очень большими массами. По мокрым осыпям не только трудно передвигаться, но и трудно удержаться при падении; здесь также легко попасть под камнепады. Даже незначительный дождь производит большую разрушительную работу в скалах, в результате чего и происходят камнепады. Лазание по мокрым скалам не только трудно, но и опасно.

При понижении температуры после дождя скалы покрываются тонкой ледяной корой, и тогда лазание по ним очень опасно. На снежных и фирновых склонах дождь может вызвать лавину, на леднике он ослабляет прочность снежных мостов над трещинами. Во время дождя нужно особенно остерегаться камнепадов и лавин в желобах и кулуарах, которые являются естественными стоками не только для воды, но и для камней и снега.

При дожде лучше всего прервать восхождение и укрыться в палатке. На случай дождя надо иметь с собой штормовой костюм.

Буря и холод
Буря в горах - это ветер большой силы с резкими порывами. Буря может быть снежной и бесснежной. Даже в ущельях сила бури не только весьма ощутима, но и заставляет порой предпринимать самые решительные меры защиты. Чем больше высота и чем ниже температура воздуха, тем больше сила бури, тем сильнее опасность. Сильный мороз в тихую погоду переносится легче, чем слабый мороз при сильном ветре.

Бесснежная буря часто свирепствует и в совершенно ясную погоду. Тогда снизу, из ущелья, можно узнать о буре, бушующей на вершинах гор, по так называемым "флажкам", или, как еще говорят, "курящимся вершинам", когда снежная пыль сдувается ветром с гребней и с вершин и крутится с подветренной стороны.

На гребнях хребтов или на отдельных открытых .выступах буря проявляет себя особенно предательски; идущий почти в полном безветрии альпинист получает вдруг воздушный толчок, которого достаточно, чтобы сбить человека с ног. Буря может вызвать камнепады и лавины.

Еще более опасна снежная буря. Борьба с бурей в горах - это главным образом борьба с холодом, а из этого следует, что лучшим средством защиты является достаточно теплая и ветронепроницаемая одежда. При невозможности продолжать передвижение незаменимую услугу окажет палатка; если нет палатки, надо выкопать в снегу или в фирне пещеру; на леднике можно опуститься в неглубокую трещину, предварительно проверив надежность ее дна, можно укрыться в ледяную пещеру; на скалах лучше всего спрятаться в нишу или сложить прикрытие из камней. Нужно в начале бури надеть на себя весь запас теплых вещей. На бивуаках надо держаться вместе, тесно прижавшись друг к другу, и ни в коем случае не расходиться поодиночке.

При необходимости продолжать движение в бурю надо избегать гребней хребтов и отдельных открытых выступов, чтобы не быть сброшенным сильным порывом ветра. Следует избегать наветренной стороны, которую лучше предпочесть участку более трудному, но зато защищенному от ветра. Особое внимание надо обращать на тщательность охранения, на возможность появления камнепадов и лавин. Если альпинисты шли несвязанными, им надо связаться.

Гроза
Гроза обычно продолжается недолго, но за нею может последовать продолжительный дождь, снегопад, буря. Нередко грозу сопровождает град. Гроза опасна электрическими разрядами, которые могут поразить насмерть или сильно обжечь. Молния главным образом поражает наиболее выступающие места и в первую очередь стремится к металлу.

Чем ближе к месту электрических разрядов находится альпинист, тем большей опасности он подвергается. Поэтому при приближении грозы альпинистам, находящимся на гребне, на жандарме, на отдельном выступе, надо немедленно спуститься под какое-либо прикрытие. Все металлические вещи нужно сложить подальше от себя, но не ниже себя и не над собой, а вверх в сторону. Приблизительное расстояние до места электрических разрядов можно высчитать следующим образом: сосчитать, сколько пройдет секунд между появлением молнии и раскатом грома, полученное число секунд разделить на три, и получим приблизительное количество километров, отделяющих альпиниста от места электрических разрядов. В грозу надо остерегаться камнепадов и лавин.

Туман
Туман прежде всего подавляюще действует на психику начинающего альпиниста. При тумане движение по леднику и по скалам затруднено отсутствием видимости. Определить продолжительность тумана очень трудно, поэтому трудно и решить, что же лучше:

ждать прояснения, с тем чтобы продолжать восхождение, или возвращаться, если есть для этого возможность. Обычно не рекомендуется продолжать движение в горах во время тумана. Ни в коем случае не следует расходиться поодиночке в разные стороны в поисках удобного прохода или места для бивуака.

При потере правильного направления не следует искать выхода и бесполезно блуждать в тумане. Лучше остановиться бивуаком и ждать прояснения. Скалы от тумана намокают и становятся скользкими, а при последующем понижении температуры - обледеневают. Поэтому надо быть особенно осторожными на скалах, среди трещин ледников и на крутых склонах. Идти можно только связанными.

При движении в тумане можно ориентироваться только по карте, по компасу и по высотомеру. При движении в этих условиях не надо торопиться. На закрытых ледниках чаще зондировать снег ледорубом. Не спускаться скольжением. При возвращении в тумане большую услугу окажет заблаговременная, сделанная при подъеме маркировка (разметка) пути.

Всякая перемена погоды довольно точно и заблаговременно определяется метеорологической службой. Если есть поблизости метеорологическая станция, нужно узнать прогноз погоды и, в случае неблагоприятных данных, переждать приближающееся ненастье внизу, чтобы не быть застигнутым высоко в горах.

На изменение погоды могут указывать не только метеорологические приборы, но и различные, довольно определенные местные признаки.

Горные реки
Большинство горных походов связано с переправой через горные реки. Мосты и клади бывают на реках у населенных пунктов, и то не всегда, и они не всегда достаточно безопасны. Обычно же альпинисту приходится переправляться вброд. Горные реки способны значительно увеличиваться от сильных дождей, прорыва образовавшейся при обвалах плотины и т. д. Умение плавать в горных реках почти бесполезно, здесь необходимо знание техники переправы.

Подробнее >>>

ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО ЛЬДУ, СНЕГУ И ФИРНУ
Ходакевич Сергей Ильич (1904-1974) – Москва, ЗМС СССР – 1949. Родился в Бобруйске в Белоруссии. В 16 лет приехал в Москву, работал сначала инструментальщиком, затем инженером-конструктором на различных предприятиях. До войны несколько лет работал инспектором альпинизма в ВЦСПС. Награжден медалями: «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945».

Передвижение по ледникам

Ледники бывают открытыми, свободными от снегового покрова и закрытыми, у которых основная поверхность, в, частности трещины, покрыты снегом.

Для успешного и безопасного перехода по ледникам альпинист должен быть знаком с их особенностями (см. главу "Краткие сведения о горах"). Только зная законы движения ледниковых масс и причины возникновения трещин, можно выбрать наилучший путь по леднику.

Уклон большинства долинных ледников не превышает 10°. Вдоль таких ледников почти всегда тянутся в их начале боковые морены, но альпинисты обычно предпочитают путь по самому леднику, как наиболее быстрый и легкий, в то время как передвижение по хаотически нагроможденным камнем морены очень утомительно. Обычно альпинисты выходят на ледник с боковых морен, поскольку язык ледника изобилует трещинами и нередко имеет крутое падение.

Наиболее уверенно можно двигаться по открытому леднику. Следует выбирать путь по впадинам и ложбинам, простирающимся вдаль, - на этих участках меньше трещин, надо лишь избегать при этом одиноких снежных островков, под которыми могут скрываться трещины.

На леднике с ровным течением лучше всего двигаться по центральной части. На леднике с серединной мореной лучше всего идти по леднику у края морены. Рантклуфты больших размеров и большой глубины являются труднопреодолимым препятствием при переходе с ледника на скалы и обратно. Изредка, когда ледник непроходим, неглубокие и заваленные рантклуфты служат единственно удобным путем для продвижения вдоль ледника. Бергшрунды обычно труднопроходимы, особенно снизу вверх, т. е. на пути к вершине, к перевалу. Чтобы пройти через бергшрунды, нужно отыскать перемычку, снежный мост или более узкое место.

По открытому леднику вся группа альпинистов идет вместе. Встречающиеся на их пути трещины шире 1 м рекомендуется обходить. Когда же альпинист готовится перепрыгнуть через трещину, он должен предупредить об этом сзади идущего. Тот охраняет прыгающего, выдавая ему соответствующий запас веревки. Передвигаться по закрытому леднику опасно: здесь можно провалиться в трещину, замаскированную снегом.

Обязательно следует идти в связке. Обычно связываются по три человека, тогда при падении одного альпиниста в трещину двое других всегда сумеют организовать необходимую помощь. Расстояние между связанными альпинистами 8-10 м. Второй и третий альпинисты держат в левой руке одно-два кольца веревки. Альпинисты двигаются одновременно. Веревка между ними не должна волочиться по снегу, а лишь слегка провисать.

Рекомендуется каждому альпинисту завязывать на расстоянии немногим больше полуметра от себя небольшую петлю, завязанную узлом проводника. Если один из альпинистов сорвется, товарищ, задержав его, продевает ледоруб в петельку и, закрепив веревку, может отвязаться от нее для оказания помощи. На сложном участке альпинисты продевают свои ледорубы в петли и на каждом шагу, держа ледорубы двумя руками, втыкают их в снег или в фирн вместе с веревкой, придерживая верхней рукой петельку у головки ледоруба. Первым в связке идет наиболее опытный. Он выбирает маршрут подъема, дает темп движения, прощупывает ледорубом путь, определяя, нет ли здесь скрытых трещин. При остановке впереди идущего все останавливаются. Интервал между альпинистами должен оставаться неизменным.

Альпинисты идут медленно, осторожно, след в след, по пути, проверенному первым, который перед каждым шагом прощупывает (зондирует) ледорубом поверхность ледника. Прежде чем сделать шаг, первый в связке втыкает ледоруб в то место, куда должна ступить нога, и, только удостоверившись, что ледоруб достиг плотного основания, ставит ногу и заканчивает шаг.

В некоторых участках можно зондировать через шаг. Необходимая частота зондирования при движении по леднику определяется только опытом.

Если ледоруб входит в снег "по головку", не достигая твердого основания, и под ледорубом прощупывается пустота, можно предполагать, что под снегом находится трещина. Тогда передний предупреждает сзади идущего, чтобы тот организовал охранение через ледоруб, и, не сходя с места, зондирует снег, прощупывая его на возможно большем расстоянии во все стороны.

Однако не следует злоупотреблять зондированием, так как альпинист может стоять на мосту, покров которого он сломает непрерывным прощупыванием.

Обнаружив ледорубом трещину, альпинист устанавливает ее границы, и если трещина не слишком велика, ее осторожно переходят широким шагом, без рывков. Если же через трещину нельзя перешагнуть, то передний, охраняемый остальными, должен выяснить ее направление, пройдя для этого вдоль края трещины в поисках более узкого места. Лучше всего вернуться назад по оставленным следам и постараться пройти в другом месте.

По внешнему виду снегового покрова нелегко бывает определить закрытые трещины, но иногда их можно обнаружить благодаря неглубоким, продолговатым впадинам, образовавшимся от оседания, провисания снега на месте трещины, и по желтоватому, более темному снегу над ней. Поскольку глаза альпиниста защищены темными очками, он должен обладать немалым опытом, чтобы во время распознать закрытую трещину. Поэтому не следует полагаться только на зрение, надо обязательно проверять поверхность ледника, зондируя ее ледорубом.

Ни в коем случае не следует идти вдоль закрытых трещин одновременно всею связкой, - альпинисты могут провалиться в трещину.

Также не рекомендуется на привалах, в особенности при массовых восхождениях, собираться вместе большому количеству альпинистов, не проверив надежности покрова.

Прохождение снежных мостов

Снежные мосты необходимо переходить особенно осторожно и обдуманно, пересекая их широкими шагами. Эти опасные участки проходят по одному с обязательным охранением, которое осуществляют остальные участники связки. Они охраняют переднего через ледорубы, глубоко загнанные в утрамбованный снег. Мосты всегда следует заранее осмотреть. Установить прочность снежного моста нелегко, она зависит от многих причин: длины, ширины и толщины моста, наклона, состояния снега, времени дня. Через слабые, ненадежные мосты лучше всего переползать, широко расставив ноги и руки, чтобы тяжесть тела распределялась на возможно большую площадь опоры. Альпиниста, переползающего таким образом, обязательно охраняют через ледоруб или через плечо.

Закрытые ледники выгоднее всего проходить рано утром, пока поверхность снежного покрова скована морозом и прохождение закрытых трещин и снежных мостов менее опасно.

Извлечение из трещины

В случае падения одного альпиниста в трещину, следует, удержав товарища, отойти от края трещины и на глубоко загнанном в снег ледорубе укрепить веревку, соединяющую связку с упавшим альпинистом, используя петельку на веревке. После этого второй из связки, охраняемый третьим альпинистом, осторожно подходит к "раю трещины и, окликнув пострадавшего, выясняет положение. Затем приступают к извлечению пострадавшего из трещины. Для извлечения применяют одинарное и двойное стремя (глава "Применение веревки") или петлю Пруссика. Если провалившийся в трещину получил серьезные повреждения, тогда один из товарищей спускается вниз и оказывает ему первую помощь. Оставшиеся или оставшийся наверху принимают меры для извлечения пострадавшего из трещины, а в случае серьезного повреждения упавшего необходимо немедленно отправляться за спасательным отрядом.

Пострадавшего следует освободить от вещей, оказать ему первую помощь и вытащить из трещины.

Прохождение ледопадов

Ледопады являются одной из наиболее трудных для передвижения частей ледника. По ледопаду, как и по леднику, лучше всего передвигаться посредине, иногда можно пройти по боковым снежникам, скалам или осыпям.

Copyright (c) 2002 AlpKlubSPb.ru. При перепечатке ссылка обязательна.